Отопление, канализация, водоснабжение

Первоначальные химические понятия Основные химические законы. Игра по химии "первоначальные химические понятия" Химия первоначальные химические понятия

Тема: Первоначальные химические понятия

Цель: обобщить и систематизировать знания о простых и сложных веществах, рассчитывать относительные молекулярные массы веществ, составлять химические формулы бинарных соединений по валентности и определять валентность по формуле, уравнивать химические уравнения;

развивать творческую и познавательную активность учащихся, умение сравнивать, анализировать, находить решение в нестандартных ситуациях;

продолжить формировать интерес к химической науке, применяя межпредметный материал, умение работать в парах, группах.

^ Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: презентация (в презентации есть пустые слайды, чтобы не отвлекать учащихся от работы изображением на экране)

^ Ход урока:


  1. Организационный момент (проверка отсутствующих)

  2. Актуализация познавательной деятельности:
Ребята, что новое вы узнали и чему научились на предыдущих уроках химии?

Какую тему мы изучали?

Сегодня мы обобщим наши знания ….

А значит, мы запишем домашнее задание: повторить основные термины темы, параграф…


  1. ^ Повторение и обобщение изученного материала
Усаживайтесь по-удобнее, сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Оценивать вашу работу будем с помощью цветных смайликов, и оценку за тему я выставлю с учетом всех заработанных баллов

Ребята, вы знаете, что один из участников вашего класса как всегда, в августе-месяце получил учебники. Открыв учебник химии, между страницами учебника нашел подозрительную записку… Послание алхимика. Что же там написано?

«Дорогой друг! Ты хочешь найти клад? Что для этого нужно? Твоя сообразительность и моя поддержка. Если ты это имеешь, то в путь! Посылаю тебе карту и инструкции».

Для начала заполним маршрутные листы. Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны проверить все ли готовы к этому испытанию, проверить наш багаж знаний. В путь отправятся только те, кто наберет не менее 4 баллов.

Химический диктант (взаимопроверка)


  1. Наука о веществах и их свойствах (химия)

  2. Как называется вид атомов с определённым зарядом ядра (химическим элементом)

  3. Как называются вещества состоящие из одного типа химических элементов (простым)

  4. Назовите имя ученого который открыл периодический закон и периодическую систему химических элементов (Д.И.Менделеев)

  5. Условная запись атома, молекулы, иона или вещества с помощью химических элементов и индексов (химическая формула)

  6. Какие два вида смесей вам известны (однородные и неоднородные)

  7. Назовите три метода разделения неоднородных смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнита)

  8. Как называется явление при котором вещество не превращается в другое (физическое)

  9. Этот учёный открыл закона сохранения массы вещества. (М.В.Ломоносов)

  10. С помощью какого метода можно разделить смесь древесных и железных опилок (действие магнита)

  11. С помощью какого лабораторного оборудования проводят нагревание пробирки над спиртовкой? (пробиркодержатель)

  12. С помощью какой лабораторной посуды можно измерить определенный объем воды (мерный цилиндр). ВЗАИМОПРОВЕРКА Есть такие учащиеся, у кого 1б, 2б, 3б? Багаж знаний разный, но мы все отправляемся в путь. Повторим правила безопасного движения.
^ Техника безопасности

Начав движение с верхней левой клетки, и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикально (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая буква может быть использована только один раз.


х

и

р

е

а

к

п

р

о

б

о

у

с

и

м

е

и

и

т

я

з

ь

а

в

к

в

ч

е

с

к

в

ы

н

е

л

т

ь

н

а

Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

Ну что ж отправляемся в поиски за сокровищами. Путь наш не простой. У нас много препятствий, и первое из них выбрать правильное направление. Выполнив задание, мы найдем правильный путь. В задании необходимо найти элементы-неметаллы, которые находятся в одной линии или вертикали, или горизонтали.

^ Правильный путь

Ответ: 1) N .C .O

Верно, мы нашли правильный путь.

Ребята, давайте разделимся на группы

И вот наше первое препятствие Шифровальщик

^ Каждой команде выдается игровое поле, на котором написаны формулы простых и сложных веществ


А

Б

В

Г

Д

1

КОН

С

ZпО

O 2

SO 3

2

СuО

Ca 3 P 2

H 2 CO 3



N 2 O

3

LiН

N2

S

Н 2 0

Сu

4

Р

Na 2 O

MgBr 2

Н 2

А1С1 3

5

HNO 3

Cr 2 O 3

С1 2

АgСІ



Первой команде координаты дает учитель: учащийся который отвечает, должен прочитать формулу и сказать простое или сложное вещество. Эта формула вычеркивается, и учащийся называет новые координаты учащимся другой команды. Правильный ответ – балл, неправильный – ход переходит к другой команде

Молодцы! Мы разделили вещества на простые и сложные. Продолжим наш путь дальше.

Ой, что же здесь произошло? Жулик перемешал некоторые элементы в периодической системе, нам нужно их вернуть обратно.

^ Найди элемент

По положению элемента в периодической системе назовите его, зачем и почему он необходим для организма человека, в нашей жизни.


  1. Элемент находится в 4 периоде, 2 группе (кальций)

  2. Элемент имеет порядковый номер 8 (оксиген)

  3. Элемент, у которого атомная масса 35.5 (хлор)

  4. Элемент-неметалл, находится в 5 периоде, 7 группе (йод)

  5. Элемент, у которого атомная масса равна 48 (титан)

  6. Элемент находится в 6 периоде с атомной массой 197 (аурум)

  7. Элемент-металл, находится в 4 периоде, 8 группе (феррум)
Чтобы достичь реки, нам надо пройти еще одну преграду.

Запишите формулы веществ, которые имеют такой состав:

a) две молекулы воды;

b) 2 атома Фосфора и 5 атомов Оксигена;

c) 1 атом Фосфора, 3 атома Гидрогена;

e) 1 атом Силиция, 2 атома Оксигена;

f) 2 атома Хрома, 3 атома Оксигена;

g) 1 атом Гидрогена, 1 атом Нитрогена, 3 атома Оксигена.

f) 2 атома Натрия, 1 атом Сульфура и 4 атома Оксигена

Перед нами раскинулся огромный лес. А дорогу через лес знает Красная Шапочка, которая несет пирожки своей любимой бабушке. Самый безопасный тот путь, где сумма относительных молекулярных масс, будет наименьшей. (cм презентацию 25 слайд)

ФИЗМИНУТКА

^ Наш урок бежит вперед,

А здоров ли наш народ?

Поднимаемся все вместе, начинаем шаг на месте.

Руки к солнцу поднимаем, всем здоровья мы желаем.

^ Руки вверх и руки вниз,

С мыслями все собрались.

Тихо сели не зеваем

И работать продолжаем.

Дорога через лес нас привела к реке.

Преодолеть реку тяжело, ведь река насыщена ненасытными пираньями – одно неосторожное движение и вы рискуете попасть в воду, где за считаные минуты вы превратитесь в скелет. Как же быть? Выход есть – на берегу полно огромных валунов, по которым легко перейти на другой берег. Каждый валун – верно соcтавленная формула вещества или определение валентности элементов в веществе.

Определить валентность элементов в соединениях:

SO 2 , K 2 O, Cr 2 O 3 BaO FeO, SO 3 , As 2 O 5

Зная валентности элементов составьте формул соединений

III II I III I II II II IV I III II I II

Al S, Na P, Ag O, Mg O, Si H, B O Na S

А вот и море на нашем пути, но чтобы добраться до долгожданного острова, нам необходимо выполнить следующее задание. Я в определенной последовательности буду зачитывать химические элементы, а вы соединяете в определенной последовательности. (соединяя названия химических элементов должен образоваться кораблик)

У нас вышел кораблик, вот на нем мы и поплывем. Загружаемся на корабль.

На верхней палубе произошло небольшое ЧП: смешались физические и химические явления. Их нужно распределить по местам согласно заказанным столикам.


^ Образование инея,

Ржавление железа,

Образование мыльных пузырей

Пожелтение листьев

Горение дров,

Создание ледовых фигур

Взрывы новогодних фейерверков

Корабль приплыл на остров. Высаживаемся на землю.

Мы подошли к самому высокому ущелью. Населенное ядовитыми змеями, через него есть мостик, который охраняет злой великан. Как только путешественник ступает на мостик, великан начинает раскачивать его, пытаясь сбросить смельчака в ущелье. Чтобы избежать неприятностей, необходимо установить равновесие в предложенных великаном уравнений химических реакций


P + Cl 2 →PCl 5

Na + S → Na 2 S

H 2 O → H 2 + O 2

K + O 2 = K 2 O;

Na 2 O + H 2 O = NaOH;

Na + Cl 2 = NaCl;

Al 2 O 3 + Fe = Fe 2 O 3 + Al;

Чтобы достать клад, нам осталось решить этот кроссворд



Итак, мы успешно справились со всеми заданиями, значит, вы нашли клад, который находится в очередном послании Алхимика

Дорогой друг! А теперь я открою тебе секрет: самый настоящий клад – это знания, которые ты добыл сам!

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

МБОУ СОШ с. Кадгарон Ардонского района

РСО-Алания

Открытый урок по теме:

«Первоначальные понятия в химии»

Выполнила учитель химии МБОУ СОШ с.Кадгдрон

Урок - общественный смотр знаний по теме:

« Первоначальные понятия в химии»

Урок проводится в игровой форме.

Обучающиеся 8-х классов Кадгаронской средней общеобразовательной школы первый год изучают химию, поэтому им интересно получать знания в форме игры.

Цель урока:

Обобщить первоначальные химические понятия. Закрепить умения определять степень окисления элементов, определять типы химических реакций, рассчитывать относительную молекулярную массу, а также расставлять коэффициенты методом подбора.

Задачи урока:

    Закрепить умение ребят решать задачи на нахождение массовой доли элемента. Проводить опыты по разделению смесей, а также закрепить умения пользоваться спиртовой и химической посудой.

    Выработать умение работать самостоятельно и в группе. Научиться умению выделять главное, сравнивать, делать выводы.

    Развивать логическое мышление, сообразительность, память.

Весь класс делится на 2 команды. Каждая команда получает домашнее задание:

    Придумать название команды и девиз.

    Составить кроссворд с использованием первоначальных химических понятий (оценивается содержательность, объём работы одинаковый).

    Приготовить 1-2 сообщения из рубрики «Охрана или загрязнение окружающей среды в Ардонском районе или в РСО-А. ».

Ход урока:

    Вступление.

Учитель : Здравствуйте! Недавно у нас прошло открытое мероприятие «Посвящение в ХИМИКИ». Сегодня у нас урок- смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия» будет проходить в форме игры, и вы должны будете пройти несколько этапов, выполнить разные задания.

Цель нашего урока -обобщить первоначальные химические понятия, закрепить полученные умения и навыки, применяя их на практике. Оценивать ваши ответы будут члены нашего жюри (директор, завуч, учащиеся 11 профильного класса).

Начнем урок со стихов замечательного русского ученого М.В.Ломоносова

«В земное недро, ты Химия,

Проникни взора остротой

И что содержит в нем Россия

Драги сокровища открой»

Поистине, сокровищами являются те знания, которые накапливает человек в течение всей своей жизни.

Итак, мы начинаем КВН с конкурса: «Давайте знакомиться!»

2.Основная часть.

1 Конкурс «Приветствие

Учитель: Ваше задание - надо представить свою команду, ее название, девиз (класс поделен на 2 команды).

- Выступают учащиеся.

Учитель: Спасибо командам. А теперь мы приступаем к проведению второго конкурса «Разминка».

2 Конкурс «Разминка».

Учитель: Данном конкурс о химических элементах или веществах. Ваша задача – определить, о чем говорится в предложениях, если о химическом элементе, то вы ставите букву - «э», если о веществе? то букву- «в». Задание выполняем по карточкам. Работают все самостоятельно (работа индивидуальная). Задание оценивается по пятибалльной системе. Приступаем к выполнению.

      Медь входит в состав медного купороса.

      Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

      Железо входит в состав ржавчины.

      Железо во влажном воздухе ржавеет.

      Сера смешана с железом.

      Оксид меди состоит из кислорода и меди.

Ответ: э,в,э,в,в,э.

Жюри выводит средний балл для каждой команды.

Учитель: А теперь мы приступаем к проведению третьего конкурса «Химик-эрудит».

3 Конкурс «Химик-эрудит» (индивидуально-групповая работа).

Учитель: Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе мы узнаем, как вы усвоили понятие « степень окисления», научились определять ее.

Сейчас каждая команда получит карточку с заданием, и в течение 2 минут вы работаете всей командой: определяете степень окисления элементов в формулах веществ.

Задание: Определите степень окисления элементов в формулах веществ.

Na 2 O, HCI, CI 2 O 7 , Fe 2 O 3 , MgO, ZnO, P 2 O 5 , CaO, AI 2 S 3 , H 2 S

Работа в группах.

Учитель: Ваше время вышло.

Ассистенты собирают работы и передают в жюри.

Учитель: А теперь переходим ко второму этапу конкурса. Давайте выясним как вы усвоили закон сохранения массы веществ, как научились расставлять коэффициенты методом подбора, а также определять тип химической реакции.

Задание выполняем по сборнику «Проверочные работы по химии» Глориозова П.А; Рысс В.Л, которые находятся у вас на столе.

1 команда: стр.13 вариант 3, задание 2

2 команда: стр. 13 вариант 4, задание 2

Это задание выполняют только 2 человека от каждой команды.

Учитель: А остальные ученики, не занятые письменной работой вместе со мной отвечают на вопросы. Отвечает представитель той команды, кто быстрей поднимет руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл

    Что называют степенью окисления?

    Чему равна степень окисления простого вещества?

    Что называют молекулой?

    Что называют химическим уравнением?

    Что называют химическим элементом?

    Какие вещества называют простыми?

    Какие вещества называют сложными?

    Какие явления называют физическими?

    Какие явления называют химическими?

10. Какая связь называется ионной?

11. Что называется электроотрицательностью?

Учитель: А сейчас давайте проверим, правильно ли ребята написали уравнения реакций, определили тип химических реакций.

Ассистенты собирают работы и передают в жюри.

Учитель: Ну что же, вы, вероятно, устали, вам пришлось много потрудиться, и сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас на конкурс «Домашнее Задание».

Конкурс- «Домашнее Задание»

Учитель: Этот конкурс представляет собой небольшие сценки на химическую тему.

Учитель: Отдохнули, а теперь - за дело. Следующий наш конкурс «К вершине знаний». Этот конкурс по решению задач. Лишь тот доберется до «вершины», кто сумеет быстро и верно решить задачу. Работать будем по карточкам (работа в группе).

      Конкурс «К вершине знаний»

Учитель: Каждая команда получает задание и три минуты работает: определяет массовую долю элементов в соединениях.

Задание: Определите массовые доли элементов в следующих соединениях.

1 команда: Li 2 O, P 2 O 5 , H 2 CO 3 ,

2 команда: K 2 O , Al 2 O 3 , H 2 SiO 3 ,

Через три минуты ассистенты собирают работы и передают в жюри. Жюри проверяет, и результаты записывают в таблицу.

Учитель: Пришло время конкурса

«Юный химик ».

      Конкурс «Юный химик»

К демонстрационному столу приглашаются по 1 человеку от каждой команды, они вытягивают карточку с заданием и выполняют его.

За правильностью работы следят ассистенты из 11 класса.

1 команда: Дана смесь серы и железа. Разделите смесь. Какая это смесь?

2 команда: Дана смесь песка и воды. Разделите смесь. Какая это смесь?

Учитель: П ока ребята выполняют эту работу, мы разгадаем кроссворд «Лабораторное дело» (в кроссворде зашифровано лабораторное оборудование, посуда). Подсказки на вопросы находятся на столе (что зашифровано в кроссворде, находится на столе: фарфоровая ступка, пестик, мерный цилиндр, асбестовая сетка, спиртовка, фильтр, штатив, воронка, делительная воронка).

Учитель: Ответив на вопросы, вы узнаете, фамилию великого русского химика, физика-экспериментатора, который разработал процесс приготовления бездымного пороха. За верный ответ вы получаете балл (работают все учащиеся, не занятые практической частью).

Учитель: Этот великий русский ученый Д.И. Менделеев. Он открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии. Девиз всей его деятельности был такой: «Посев научный взойдет для жатвы народной».

Учитель: Давайте вернемся к демонстрационному столу. Наши химики-экспериментаторы покажут нам результаты опытов и проанализируют проделанную работу.

Учитель оценивает работу, а ассистенты записывают результаты в таблицу.

Учитель: К сегодняшнему уроку каждая команда приготовила кроссворд. Давайте их разгадаем.

Учитель раздает кроссворды, выполненные на ватмане. Каждая команда получает кроссворд от другой команды. Учитель засекает время и через 3 минуты ассистенты забирают кроссворды. Жюри оценивает правильность ответов и их количество. Результаты заносят в таблицу.

Учитель: Ребята, сейчас мы приступаем ко второму домашнему заданию- конкурсу «Экологическому».

      Конкурс «Экологический»

Учитель: Охрана окружающей среды - одна из самых важных проблем не только в нашем районе и в области, но и на всей планете.

Планета когда-то прекрасной была

И реки струились прозрачней стекла

Был снег белоснежным и дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза

Планету природы, искусный резец

Миньонами лет превращал в образец

Но сейчас….

Истыкали трубы просторы небес

Отравлены воды, испакощен лес

Плывут облака точно черная ночь

Дышать и животным и людям невмочь.

Учитель: Вам было дано задание- подготовить сообщения из рубрики « Охрана или загрязнение окружающей среды». Давайте послушаем сообщения. (Выступают учащиеся)

Жюри дает оценку каждой команде и записывает результаты в таблицу.

Учитель: А пока жюри подводит итог, ассистент из 11 класса покажет вам занимательные опыты (ассистент показывает опыты).

Учитель: Все явления, которые вы сейчас наблюдали, являются химическими.

Жюри подводит итог урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщили первоначальные химические понятия. Закрепили умения решать задачи на нахождение массовой доли элементов, определять типы химических реакций и расставлять коэффициенты методом подбора, а также проводить опыты по разделению смесей. И результатом вашей работы будут оценки жюри. Выступает председатель жюри с итогами работы.

Учитель благодарит жюри и ассистентов.

Сборник самостоятельных работ по химии для 8 класса по разделу "Первоначальные химические понятия"

учитель химии первой квалификационной категории Наривончик Людмила Сергеевна, ГУ «Коскольская СОШ» Республика Казахстан
Тема: Сборник самостоятельных работ по химии для учащихся 8 класса по разделу «Первоначальные химические понятия»
Цель: оценка уровня усвоения знаний по разделу «Первоначальные химические понятия»
Задачи: организовать самостоятельную работу учащихся на уроке
Описание: в сборнике собраны самостоятельные работы в трех вариантах на отработку умений и навыков по разделу «Первоначальные химические понятия» для 8 класса; как итог отработки ЗУНов подготовлена итоговая контрольная работа. Сборник будет полезен как молодым педагогам, так и учителям с опытом работы.

Работа №1


Цель: Закрепить знания о веществе и материале

Вариант 1
Из приведенного перечня выпишите вещества: гвоздь, железо, стакан, линейка, стекло, графит, воронка, крахмал, алюминий, проволока.

Вариант 2
Из приведенного перечня выпишите изделия с указанием веществ или материалов, из которых они сделаны: подкова, пробирка, вилка, авторучка, провод.
Вариант 3
Из приведенного перечня выпишите в три столбика:
а) вещества;
б) материалы;
в) минералы: медный купорос, малахит, резина, вода, мрамор, асфальт, полиэтилен, древесина, сера, уголь, проволока, бетон, известняк, магнитный железняк.

Работа №2

(фронтально-дифференцированная)
Цель: сформировать понятие «свойства вещества»

Вариант 1
О каких веществах можно сказать:
а) при обычных условиях бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, закипает при 1000С, затвердевает при 0оС;
б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, имеет плотность около 9г/см3, хорошая пластичность позволяет изготовлять тонкую проволоку?

Вариант 2
По каким признакам поваренную соль можно ошибочно принять за сахар? Назовите два признака, по которым их легко различить.

Вариант 3
Какие свойства позволяют
а) алюминию конкурировать с медью в электротехнике;
б) использовать корунд для изготовления точильных камней и наждачной бумаги;
в) использовать сахар и ванилин в кондитерских изделиях?

Работа №3

(фронтальная лабораторная)

Цель: научить определять и описывать физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, плотность, растворимость в воде, твердость, запах.
1.Проведите классификацию выданных вам веществ по агрегатному состоянию и цвету: поваренная соль, сера, сахар, стекло, кварц, мел, медь, железо, вода, бензин, углекислый газ (в закрытой колбе)
2.Определите, какие из выданных вам веществ обладают запахом.
3.Определите, какую плотность имеют выданные вам вещества.
4.Какие из выданных вам веществ практически нерастворимы в воде, а какие растворимы в ней?
5.Распределите выданные вам вещества по уменьшению их твердости (царапая одно вещество другим).

Работа №4

(групповая)
Цель: закрепить понятия «вещество», «тело», «свойства вещества».

1.Выпишите из приведенных признаков: круглый, бесцветный, растворимый, плоский, овальный, прозрачный, зеленый, нерастворимый, электропроводный, кристаллический, хрупкий, газообразный, стеклянный, выпуклый, тяжелый, твердый, легкий, жидкий, имеющий определенную температуру плавления (кипения) – могут быть отнесены:
а) только к веществам (1-й ученик);
б) только к предметам (телам) (2-й ученик);
в) и к предметам, и к веществам (3-й ученик)
2.Проверьте правильность выполнения задания друг у друга

Работа №5

(групповая)
Цель: Выработать умение находить рациональные способы разделения смесей.
1. Укажите способы разделения следующих веществ:
Вариант 1
а) вода и сахар (1 ученик);
б) медные и железные опилки (2 ученик);
в) подсолнечное масло и вода (3 ученик);
г) вода и уксусная кислота (4 ученик).

Вариант 2
а) вода и глина (1 ученик);
б) порошок мела и поваренная соль (2 ученик);
в) песок и сахар(3 ученик);
г) спирт и вода (4 ученик).
2. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
3. Какие из приведенных здесь способов разделения смесей не срабатывают на борту космической станции и почему?

Работа №6

(парная лабораторная)
Цель: углубить представления о том, что свойства веществ в смесях сохраняются

1.Налейте в две пробирки воды (не более 1/3 объёма) и добавьте в них:
а)порошок мела (1 ученик);
б) поваренную соль (2 ученик). Разделите полученные смеси.
2.На лист бумаги насыпьте не смешивая:
а) железные опилки и серу (1 ученик);
б) железные опилки и порошок мела (2 ученик).
Изучите их физические свойства. Тщательно перемешайте. Изменились ли свойства веществ в смесях?
3.Разделите полученные смеси. Как называются использованные способы разделения смесей?

Работа №7

(групповая)
Цель: Закрепить понятия о смесях и способах их разделения

1.Заполните таблицу, приведя по два примера соответствующих смесей:
Агрегатное состояние вещества в смесях Примеры смесей
Твердое – твердое
Жидкое – твердое
Жидкое – жидкое
Газообразное – твердое
Газообразное – жидкое
Газообразное – газообразное
2. Тепловые электростанции, работающие на угле и мазуте, существенно загрязняют атмосферный воздух дымовыми выбросами (частички золы и сажи, сернистый и углекислый газы). Предложите возможные способы очистки указанных дымовых выбросов.

Работа №8


Цель: Выработать умение различать физические и химические явления.

Вариант 1
Из приведенного перечня явлений выпишите те, которые относятся к химическим явлениям:
а) при нагревании вода превращается в пар, а при пропускании через неё электрического тока она превращается в два газообразных вещества – водород и кислород;
б) при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с водородом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах;
в) для приготовления домашнего шипучего напитка кристаллы лимонной кислоты растворяют в оде, затем в полученный раствор добавляют пищевую соду (при этом происходит обильное выделение газа - с шипением);
г) серебряные ложки со временем чернеют, но та чернота быстро исчезает, если их поместить их на несколько минут в столовый уксус.

Вариант 2
Выпишите отдельно, какие из описанных явлений относятся к физическим:
а) при поджигании свечи парафин сначала плавится, а затем сгорает;
б) при включении в сеть электролампочка излучает свет и тепло;
в) на медных предметах образуется зеленый налет;
г) при растирании в ступке кристаллов медного купороса и серы образуется порошок зеленого цвета;
д) при сильном измельчении кусочек стекла превращается в белый порошок;
е) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок;
ж) если к духам или одеколону прилить воды, то происходит образование мути.

Вариант 3
Приведите по три примера физических и химических явлений, которые играют существенную роль в быту, технике, и поясните их значение

Работа №9

(парная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о физических явлениях и о свойствах веществ.

1.Положите кусочек парафина в тигель и с помощью тигельных щипцов внесите его в пламя. Что наблюдаете?
Тигель с расплавленным парафином поставьте на подставку штатива, погасите горелку. Что наблюдаете? Изменился ли парафин? (1 ученик)
Налейте в пробирку воды (не более третьей части) и добавьте в воду поваренную соль.
Как ускорить процесс растворения? Что происходит с солью?
Как доказать, что она превратилась в другое вещество?
Перелейте раствор в выпаривательную чашку и выпарьте воду. Сравните поваренную соль, полученную в результате выпаривания, с той, которая была вам выдана. (2 ученик)
2.Обсудите результаты работы. Какие явления вы наблюдали? Чем сходны проделанные вами опыты с различными веществами? Какие явления называются физическими?

Работа №10

(фронтальная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о химических явлениях и о свойствам веществ.

1.Поместите в пробирку кусочек мела (мрамора) и малыми порциями приливайте раствор кислоты. Что наблюдаете? Чем отличается это явление от растворения поваренной соли в воде?
2.Очищенную медную проволоку прокалите в течение минуты в пламени горелки. Что наблюдаете? Соскоблите острым предметом образовавшийся черный налет оксида меди и повторите прокаливание. Чем отличается образующийся оксид меди от меди?
3.Поместите в пробирку кусочек сахара и нагревайте в пламени грелки. Какие явления вам удалось здесь наблюдать?
4.Сделайте обобщенный вывод: что общего в химических явлениях и чем они отличаются от явлений физических?

Работа №11

(групповая)
Цель: уяснить признаки химических реакций в условиях их возникновения и течения

1.Какие признаки химических реакций появляются:
а) при скисании молока;
б) при загнивании белка;
в) при горении магния;
г) при ржавлении железа? Какие еще признаки химических реакций приходилось вам наблюдать в быту, в окружающем мире?
2.Почему:
а) природный газ не загорается, если в закрытом сосуде поджигать его электрическими разрядами;
б) скошенная трава, сваленная в кучу, быстро разогревается и сгнивает, а сваленная в яму, будучи утрамбованной и закрытой сверху слоем земли (так готовят силос для животных), сохраняется долго;
в) если тигель с горящим скипидаром поставить на снег (лед), то горение быстро прекращается;
г) в химическом стакане горит свеча: что произойдет и почему, если стакан закрыть стеклянной пластинкой?
Д) одной спичкой легко поджечь лучину, но нельзя поджечь бревно?
3.Сделайте обобщенный вывод: каковы условия возникновения и течение химических реакций?

Работа №12

(групповая)
Цель: Сформировать понятие «молекула» и «атом», научить пользоваться этими понятиями.

1.«Атом» в переводе с греческого означает «неделимый». В каком смысле с этим можно согласиться и в каком смысле нельзя?
2.Почему недопустимы такие выражения: «атомы воды», «молекулы воздуха»?
3.В каких случаях структурные частицы вещества можно называть и атомами и молекулами?
4.Молекулы углекислого газа в 22 раза тяжелее молекул водорода.
Почему же смесь этих газов в закрытом сосуде не расслаивается подобно воде и бензину?
5.Как объяснить в свете молекулярно-кинетической теории следующие факты:
а) высыхания мокрого белья в морозный день;
б) распространение запахов цветов в безветренную погоду;
в) выпадение «кислотных дождей» там, где отсутствуют промышленные предприятия?
6.В приведенных предложениях вставьте пропущенные слова – атом или молекула:
а) при растворении сахара в воде … сахара равномерно распределены между … воды;
б) … воды состоят из … кислорода и … водорода;
в) в состав … сахара, кроме … кислорода и водорода, входят.. углерода;
г) сладкий вкус раствора обусловлен … сахара;
д) запах тухлых яиц обусловлен … сероводорода, которые состоят из … водорода и … серы.
7. Почему ошибочно утверждение: «Все вещества состоят из молекул»?

Работа №13

(фронтальная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о веществах, минералах и материалах

1. Из приведенных вам образцов: сера, уголь, медь, алюминий, вода, мел, гранит, магнетит, стекло, резина, пластмасса – выделите:
а) вещества,
б) минералы,
в) материалы
2. Зная, что все вещества можно разделить на простые и сложные, а простые – на металлы и неметаллы, проведите классификацию выданных вам веществ и оформите ответ в виде таблицы:

Вещества
Простые Сложные
Металлы Неметаллы

Работа №14

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».

Вариант 1
Укажите, где о кислороде говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
а) кислород малорастворим в воде;
б) кислород входит в состав песка и глины;
в) рыбы не могут жить в прокипяченной и охлажденной воде, так, как в ней нет кислорода, хотя около 90% массы воды приходится на долю кислорода

Вариант 2
Укажите, где об азоте говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
а) азотом наполняют электролампочки;
б) аммиак получают соединением азота с водородом;
в) с минеральными удобрениями азот вносят в почву;
г) растениям нужен азот для построения молекул белков;
д) азот называют безжизненным, но в то же время без азота не может быть жизни, так как жизнь есть форма существования белковых тел

Вариант 3
Составьте два предложения, в которых «железо» было бы употреблено в смысле простого вещества, и два предложения, где слово «железо»означало бы химический элемент.

Работа №15

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «химический элемент», «химический знак», «относительная атомная масса»

Вариант 1
1.Какие опыты (из курсов физики и химии) подтверждают существование атомов и молекул?
2.Могут ли в составе молекулы находиться следующие массы кислорода:
а) 8 а.е.м.;
б) 32 а.е.м.;
в) 24 а.е.м.?
а)О2
б)2 Fe;
в) 3Са?

Вариант 2
1.Как можно доказать, что сера – простое вещество, а оксид ртути – сложное?
2.Могут ли в составе молекулы находиться следующие массы серы:
а) 16 а.е.м.;
б) 64 а.е.м.;
в) 32 а.е.м?
3.Что обозначает химический знак? Запишите с помощью химических знаков:
а) три атома меди;
б) пять атомов углерода

Вариант 3
1.При разложении сложного вещества образовались оксид меди и вода. Какие химические элементы входят в состав этого сложного вещества?
2.Во сколько раз атом брома тяжелее:
а) атома кальция;
б) атома кислорода;
в) атома серы?
3.Запишите с помощью химических знаков:
а) четыре атома кислорода;
б) два атома серы;
в) пять атомов водорода.

Работа №16

(фронтальная)
Цель: Закрепить понятие «относительная атомная масса»
Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, определите, во сколько раз:
Вариант 1 – атом кальция тяжелее атома кислорода
Вариант 2 – атом магния легче атома железа
Вариант 3 – атом самого легкого металла – лития (Аr = 7) легче атома самого тяжелого металла, существующего в природе, - урана (Аr = 238)

Работа №17

(фронтальная)
Цель: Закрепить знания о сущности закона постоянства состава.
Зная, что при образовании сульфида алюминия алюминий и сера реагируют в массовом отношении 9:16, определите:
Вариант 1 – массу алюминия, который без остатка прореагирует с 24 грамм серы

Вариант 2 – что получится после реакции, если в ней хотели соединить 8 грамм алюминия с 8 грамм серы

Вариант 3 – массу алюминия и массу серы, которые необходимо взят для получения 15 грамм сульфида алюминия

Работа №18

(групповая)
Цель: Закрепить умения составлять химические формулы простых и сложных веществ и определять в них отношения масс химических элементов.

Вариант 1
а) белого фосфора (молекула состоит из 4 атомов фосфора);
б) оксида алюминия (на каждые два атома алюминия приходится три атома кислорода);
в) метана (на один атом углерода приходится четыре атома водорода);
г) углекислого газа (на один атом углерода приходится два атома кислорода)
2.Определите отношения масс элементов в метане
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2Н;
б) Н2;
в) 3Н2;
г) 2СН4 ?

Вариант 2
1.Составьте химические формулы следующих веществ:
а) угарного газа (на один атом углерода приходится один атом кислорода);
б) кислорода (молекула состоит из двух атомов кислорода);
в) озона (молекула состоит из трех атомов кислорода);
г) ацетилена (на два атома углерода приходится два атома водорода)
2.Определите отношение масс элементов в угарном газе.
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2О;
б) О2;
в) 3О2;
г) 4СО2 ?

Вариант 3
1.Составьте химические формулы следующих веществ:
а) серы (молекула состоит из восьми атомов серы);
б) сульфида алюминия (на два атома алюминия приходится три атома серы);
в) серной кислоты (на два атома водорода приходится один атом серы и четыре атома кислорода);
г) сахара (на двенадцать атомов углерода приходится двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода).
2.Определите отношения масс элементов в серной кислоте.
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2N;
б)N2;
в)3N2;
г)3CO?

Работа №19

(групповая)
Цель: Закрепить умения вычислять относительные молекулярные массы веществ и проводить расчеты по химическим формулам.

Вариант 1
а) оксида магния - MgO;
б) соды – Na2CO3 .
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю кислорода.
а) глюкозы – C6H12O6;
б) мочевины – CO(NH2)2.
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите массовую долю углерода.
3.Выведите химическую формулу вещества, если известно, что:
а) на массовые доли серы и кислорода в сернистом газе приходится по 50%;
б) в мраморе массовые доли кальция, углерода и кислорода соответственно составляют 40%, 12% и 48% .
4.Проверьте результаты вычислений друг у друга и сравните их с эталонов ответа.

Вариант 2
1.Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ:
а) аммиака – NH3 ;
б) азотной кислоты – HNO3.
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю азота.
2.Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ:
а) сульфата меди (II) – CuSO4;
б) малахита – Cu2H2CO3;
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю меди.
3.Выведите химическую формулу вещества, если известно что:
а) в метане углерод и водород соединены в массовом отношении 3:1;
б) медь и кислород в оксиде меди соединены в массовом отношении 4:1.
4. Проверьте результаты вычислений друг у друга и сравните их с эталонов ответа.

Работа №20

(парная)
Цель: Закрепить умение определять валентность элементов в бинарных соединениях.

1.Зная, что водород всегда одновалентен, а кислород двухвалентен, а также, что хлор в перечисленных соединениях одновалентен, а сера двухвалентна, определите валентность других элементов в следующих веществах:
HF, PH3, FeCI3, CaO, Li2O, Cu2S (1-й ученик)
FeCI2, CCI4, P2O5,CH4, CuS,AI2O3 (2-й ученик)

2.Проверьте результаты вычислений друг у друга. Какое правило определения валентности вы применяли?

Работа №21

(групповая)
Цель: Закрепить умение составлять формулы веществ по валентности элементов.

1.Используя периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева в качестве справочной для определения валентности элементов, составьте формулы соединений, принимая во внимание, что водород всегда проявляет валентность 1, а кислород – 2; металлы А-группы проявляют валентность, как правило, равную номеру группы; валентность неметаллов в соединении с металлами определяется разностью между числом 8 и номером из группы элемента. Составьте формулы соединений, состоящих из:
а) кальция и кислорода;
б) алюминия и серы (1- й ученик)
в) натрия и серы;
г) кальция и хлора (2-й ученик)
д) алюминия и хлора
е) калия и кислорода (3-й ученик)
ж) магния и азота
з) натрия и водорода (4-й ученик)
2. Проверьте правильность составленных формул друг у друга.

Работа №22

(парная)
Цель: Закрепить понятия «моль», «количество вещества», «число Авогадро»

1.Задача. На лабораторных весах взвесили кусочек цинка – его масса оказалась 13 грамм. Вычислите:
а) количество вещества цинка в кусочке;
б) число атомов цинка (1-й ученик).
2.С помощью мензурки отмерили 90 мл воды. Сколько здесь молекул воды? Атомов водорода? Атомов кислорода? (2-й ученик)
Обсудите результаты работы.

Работа №23

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «моль», «молярная масса», «количество вещества», «число Авогадро»
Вариант 1
1.Определите количество вещества, содержащееся в оксиде меди II (СuО) массой 160 грамм.
2.Вычислите массу (в граммах). Которую составляет 0,5 моль углекислого газа (СО2)
3.Сколько молекул в 9 грамм воды?

Вариант 2
1.Вычислите массу 0,1 моль углекислого газа (СО2).
2.Определите количество вещества, содержащееся в гидроксиде натрия (NаОН) массой 10 грамм.
3.Сколько атомов водорода в 9 грамм воды?

Вариант 3
1.Определите количество вещества, содержащееся в мраморе (СаСО3) массой 1 килограмм.
2.На одной чашке рычажных весов находится 0,5 моль едкого натра (NаОН). Какое количество сульфата меди (II) (CuSO4) нужно положить на другую чашку весов, чтобы весы уравновесились?
3.Сколько атомов в 9 грамм воды?

Работа №24

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Совершенствовать умение производить расчеты по формулам с использованием понятий «моль», «молярная масса», «массовые доли», «число Авогадро», «массовые отношения элементов»

Вариант 1
1.По формуле оксида кальция (СаО) произведите следующие расчеты:
а)определите относительную молекулярную и молярную массы;
б)вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединении;
в)определите количество вещества и число атомов кальция в 7 грамм оксида кальция.
2.В земной коре содержание элементов калия и натрия примерно одинаково – 2% по массе. Каких атомов – калия или натрия – в земной коре больше? Ответ обоснуйте.

Вариант 2
1.По формуле углекислого газа (СО2) произведите следующие расчеты:
а) определите массовое отношение элементов в веществе и массовую долю углерода (в %);
б) массу 0, 25 моль этого вещества и число атомов кислорода в указанном количестве газа;
в) количество этого вещества, содержащееся в 1 м3 (плотность СО2 = 1,964 г/л).
2.Где атомов кислорода больше – в 51 грамм у оксида алюминия (Al2O3) или в 45 грамм глюкозы(С6Н12О6)

Вариант 3
1.В угарном газе углерод с кислородом соединены в массовом отношении 3:4. Выведите формулу этого соединения и по формуле определите:
а) массовую долю углерода (в%) в угарном газе;
б) массу 2,5 моль этого вещества и число всех атомов в указанном количестве;
в) какой объём займет 2,5 моль угарного газа, если плотность его равна 1,25 г\л?
2.В какой массе воды атомов кислорода содержится столько же, сколько их в 80 грамм оксида железа (Fe2O3)?

Работа №25

(групповая)
Цель: Уяснить смысл закона сохранения массы вещества.

1.Задача. При разложении 44,4 грамм малахита образовалось 32 грамм оксида меди, 3,6 грамм воды и углекислый газ. Какова масса выделившегося углекислого газа? (1-й ученик).
2.Задача. При нагревании оксида серебра образовалось 43,2 грамм серебра и 3,2 грамм кислорода. Какова масса разложившегося оксида? (2- ученик)
3.Не противоречит ли закону сохранения массы вещества тот факт, что масса горящей свечи со временем уменьшается? (3-й ученик)
4.Как изменится масса медных опилок, если их прокалить в открытом сосуде? (4-й ученик)

Работа №26

(групповая)
Цель: обучить составлению химических уравнений.

1. В приведенных схемах расставьте коэффициенты и замените стрелки знаком равенства.
Вариант 1
а) Mg + O2 = MgO
б) Al + Cl2 = AlCl3
в) Ag2O = Ag + O2
г) N2O5 + H2O = HNO3

Вариант 2
а) Fe + О2 = Fe3O4
б) Fe + Cl2 = FeCl3
в) P + O2 = P2O5
г) KClO3 = KCl + O2

Вариант 3
а) Na + H2O = NaOH + H2
б) CuO + Al = Al2O3 + Cu
в) Fe3O4 + Al = Al2O3 + Fe
г) NO2 = NO + O2
2. Проверьте правильность ответов.

Работа №27

(фронтальная лабораторная)
Цель: Экспериментально установить особенности реакции разложения.
1.Соберите прибор для исследования продуктов разложения вещества, проверьте его герметичность и закрепите в штативе.
2.В реакционную пробирку поместите немного основного карбоната меди (малахита), а газоотводную трубку – в пробирку с известковой водой.
3.Нагрейте в течение 1 мин, после чего, прежде чем прекратить нагревание, поднимите прибор так, чтобы газоотводная трубка не касалась известковой воды.
4.Какие факты позволяют утвердить, что произошла химическая реакция?
Сколько веществ было взято до реакции и сколько получилось после реакции?
Какие вещества образовались после реакции и по каким признакам это установлено?
Составьте уравнение химической реакции (формула малахита Cu2H2CO5 , а формулы полученных веществ CuO, H2O, CO2).
Какова характерная особенность реакции разложения?

Работа № 28

(фронтальная лабораторная)
Цель: Экспериментально установить особенности реакции замещения.
1.Прилейте в пробирку 3 мл раствора хлорида меди (II) (СuСl2) опустите в раствор железный гвоздь или проволоку.
2.В другую пробирку прилейте 2 мл раствора йодида калия (KI) и добавьте 1 мл хлорной воды (Сl2). Что наблюдаете? (Изменение окраски указывает на выделение йода - I2).
3.Выньте железную пластинку (проволоку) из раствора. Какие изменения произошли на её поверхности? Как изменился цвет раствора?
4.Составьте химические уравнения проделанных реакций.
5.Сформулируйте, какие реакции называют реакциями замещения.

Работа №29

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Совершенствовать знания о количестве вещества, химических реакциях, их типах, а также умение расставлять коэффициенты.

Вариант 1

а) Ca + O2 = CaO
б) Fe2O3 + H2 = Fe + H2O
в) MgCO3 = MgO + CO2

Вариант 2
1. Расставьте коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и укажите, к каким типам они относятся:
а)KClO3 = KCl + O2
б) Al + HCl= AlCl3 +H2
в)N2 + H2 = NH3
2. Укажите на любом примере из предыдущего задания, какое количество и какого вещества вступило в реакцию и получилось в результате её.

Вариант 3
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и укажите, к каким типам они относятся:
а)FeCl3 + Zn = ZnCl2 + Fe
б) CH4 = C + H2
в)NO + O2 = NO2
2.Укажите на любом примере из предыдущего задания, какое количество и какого вещества вступило в реакцию и получилось в результате её.

Работа №30

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: совершенствовать умение производить вычисления по химическим уравнениям, используя алгоритм решения задач.
Алгоритм решения
(последовательность действий)
1.Прочитайте текст задачи.
2.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений.
3.Составьте уравнение реакции.
4.Подчеркните формулы веществ, о которых идет речь в условиях задачи.
5.Надпишите над подчеркнутыми формулами исходные данные, под формулами – данные, закономерно вытекающие из уравнения реакции и соответствующие коэффициентам.
6.Рассчитайте количество вещества.
7.Найдите молекулярную массу М определяемого вещества,
зная, что [M] = Mr
8.Используя формулу расчета количества вещества, вычислите его массу
9.Составьте пропорцию.
10.Решите пропорцию.
11.Запишите ответ.

Вариант 1
Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу оксида магния (MgO), который получится при сгорании 6 грамм металла.

Вариант 2
Составьте уравнение реакции взаимодействия железа с хлором (Cl2) и вычислите массу железа, необходимого для получения 42, 6 грамм хлорида железа (III) FeCl3

Вариант 3
Cоставьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) P2O5) и вычислите, хватит ли 10 грамм кислорода на сжигание 6,2 грамм фосфора.

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

ЗАДАНИЕ 1. Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:
Вариант 1. – а) NH3 б) FeCl3 в) Cr2O3
Вариант 2. – а) SO3 б) CH4 в) P2O5
Вариант 3. – а) As2O5 б) CrO3 в) Mn2O7
ЗАДАНИЕ 2. Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:
Вариант 1. а) азота (V) с кислородом
б) кальция с хлором
в) калия с серой
г) фосфора (III) с водородом
Вариант 2. а) алюминия с кислородом
б) азота (III) с водородом
в) магния с кислородом
г) кальция с азотом
Вариант 3.а) фосфора (V) с кислородом
б) хлора (VII) с кислородом
в) серы (VI) с фтором(I)
г) кальция с азотом
ЗАДАНИЕ 3.Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, определите тип реакции:
Вариант 1. – а) Cu +O2 = CuO
б) Mg + HCl = MgCl2 + H2
в) Al (OH)3 = Al2O3 + H2O
г) Na + S = Na2S
Вариант 2. – а) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
б) Na + Cl2 = NaCl
в)Zn + HCl = ZnCl2 + H2
г) H2+ Cl2 = HCl
Вариант 3. – а) Ca +O2 = CaO
б) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe
в) Al + HCl = AlCl3 + H2
г) Ag2O = Ag + O2
ЗАДАНИЕ 4. Напишите уравнение реакции, происходящей между:
Вариант 1. – серой и алюминием
Вариант 2. – углеродом (IV) и серой (II)
Вариант 3.- калием и серой
ЗАДАНИЕ 5. Решите одну из предложенных задач.
Вариант 1. – Дан оксид серы (IV) массой 6,4 грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида серы (IV);
б) число молекул оксида серы (IV), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида углерода (IV), содержащую столько же молекул, сколько их в оксиде серы (IV) указанной массы.
Вариант 2. – Дан оксид азота (I) массой 4,4 грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида азота (I);
б) число молекул оксида азота (I), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида серы (IV), содержащую столько же молекул кислорода, сколько их в оксиде азота (I) указанной массы.
Вариант 3. – Дан оксид углерода (IV) массой 8,8грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида углерода (IV);
б) число молекул оксида углерода (IV), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида углерода (II), содержащую столько же атомов кислорода, сколько их в оксиде серы (IV) указанной массы
* - дополнительное задание

Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир

ВВЕДЕНИЕ

Темой «Первоначальные химические понятия» начинается курс химии в восьмилетней средней школе. Значение темы определяется не только тем, что при изучении ее учащиеся усвоят многие химические понятия, закон сохранения массы веществ, основные положения атомно-молекулярного учения, но и тем, что она предоставляет возможность для развития логического мышления учащихся, воспитания у них интереса к предмету, диалектико-материалистического мировоззрения.

1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Формирование первоначальных понятий на уроках по этой теме составляет первый этап в создании системы химических знаний у учащихся, поэтому многие определения еще не будут полными, не будут содержать все признаки изучаемых понятий. Химические явления необходимо рассматривать с точки зрения атомно-молекулярного учения. При изучении этой темы начинается формирование у учащихся умений осуществлять межпредметные связи. Особенность методики реализаций межпредметных связей заключается в том, что учащиеся в большей мере следуют за учителем, воспроизводят его рассказ, содержащий факты, понятия, известные из других предметов, особенно из курсов физики VI иначала VII классов. Учитель сам показывает возможность и необходимость привлечения знаний, например сведений о свойствах конкретных веществ (металлов, неметаллов и др.). В конце первой темы учащиеся уже могут самостоятельно привлекать теоретические знания, полученные на уроках физики.

В процессе усвоения первоначальных химических понятий мировоззренческие знания (положения и идеи) должны формироваться на доступном для учащихся материале, главным образом на базе межпредметных связей. Известно, что многие мировоззренческие идеи уже были заложены в сознание учащихся, при изучениибиологии, географии, физики. Поэтому важно умело использовать и развивать их.

Большую роль в решении задачи формирования научного мировоззрения имеют обобщения, которые делает учитель. При этом разумеется, что ознакомление учащихся с мировоззренческими знаниями проводят на уровне химической формы движения материи. При объяснении и обобщении можно использовать некоторые философские термины, например такие, как сущность, закон, причина, противоположность ит. п. Однако эти термины учитель не раскрывает, а лишь поясняет их, опираясь на обыденные представления и имеющиеся у учащихся знания. При изучении темы мировоззренческий материал должен быть усвоен учащимися в основном на уровне воспроизведения, хотя возможно и применение этих знаний в аналогичных ситуациях.

Основные задачи изучения темы следующие: дать представление о веществах, их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, связь их со свойствами и применением; разъяснить одну из причин многообразия веществ -- способность атомов разных элементов соединяться друг е другом; раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления, познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических -- друг с другом; химических -- с физическими и биологическими); разъяснить учащимся обобщенные химические знания (на атомно-молекулярном уровне), заключенные в законах и теориях химии; показать значение этих знаний для понимания мира веществ и практики людей; ознакомить школьников с некоторыми методами химии (наблюдением, химическим экспериментом), с химическим языком, приемами мышления (сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация) и путями познания.

Тема «Первоначальные химические понятия» изучается на 22 уроках: 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.

  • 2. Практическое занятие 1. «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете и с лабораторным оборудованием».
  • 3. Практическое занятие, 1 (продолжение). «Ознакомление с нагревательными приборами. Изучение строения пламени».
  • 4. Чистые вещества и смеси.
  • 5. Практическое занятие 2. «Очистка поваренной соли»,
  • 6. Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций.
  • 7. Атомы и молекулы.
  • 8. Простые и сложные вещества,
  • 9. Химические элементы.
  • 10. Знаки химических элементов.
  • 11. Относительная атомная масса.
  • 12. Постоянство состава веществ. Химические формулы.
  • 13. Относительная молекулярная масса. Вычисление массовой доли элемента, в "сложном веществе по химической формуле.
  • 14. Валентность атомов.
  • 15. Составление формул по валентности.
  • 16. Атомно-молекулярное учение в химии. 17. Закон сохранения массы веществ.
  • 18. Химические уравнения.
  • 19. Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
  • 20. Реакция замещения. Упражнения в составлении и чтении химических уравнений.
  • 21. Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия».
  • 22. Контрольная работа.

Прежде чем раскрывать методику изучения программных вопросов, кратко характеризуется химический эксперимент первой темы сточки зрения внесенных в него изменений. Число и содержание лабораторных опытов осталось прежним, за исключением пятого опыта, в котором учащимся предлагается дополнительно ознакомиться с образцами минералов и горных пород. Набор веществ, предметов, рекомендуемых для опытов, может быть иным (по усмотрению учителя). Можно изменять и технику выполнения отдельных опытов, например для изучения физических явлений предлагается опыт нагревания стеклянной трубки. Практика показывает; что нагревание стеклянной трубки на спиртовой горелке происходит долго. При этом затрачивается много горючего, Еще труднее провести опыт, если пользоваться сухим спиртом. В связи с этим опыт нагревания: стеклянной трубки можно заменить растворением в воде известных учащимся веществ (поваренная соль, сода, сахар) и выпариванием полученного раствора (нескольких капель).

Химические явления учащиеся могут изучать на различных опытах: действие раствора уксусной кислоты («уксуса») на соду, действие раствора соляной кислоты на мелкие кусочки мрамора (с мелом, как рекомендуется в учебнике, опыт проходит менее наглядно), прокаливание медного предмета и др. Опыт с прокаливанием меди нуждается в изменении. Поскольку цель опыта-- заметить образование нового вещества, то нет смысла несколько раз прокаливать медь, как рекомендует учебник, и каждый раз соскабливать черный налет (эта процедура требует много времени). Касаясь остальных опытов, используемых для доказательства химических явлений, следует обратить внимание на необходимость, применения малых количеств реактивов.

По сравнению с прежней программой на практические занятия отводится в этой теме не один, а три часа. Добавляется один час на ознакомление учащихся с техникой лабораторной работы, на изучение строения пламени и правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Второй час выделяется на практическое занятие «Очистка загрязненной поваренной соли».

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками. Вещества. Свойства веществ.

Методы познания в химии. Правила ТБ.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения веществ (способы очистки веществ).

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Химические элементы. Относительная атомная масса. Атомная единица массы.

Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества.

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расстановка коэффициентов.

Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

5. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

6. Компакт-диски «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы», «Химия. 8 кл.».

Лабораторные опыты

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).

5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

1-5,10

Тема 3. Кислород. Горение (6 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Медленное окисление.

Демонстрации

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

4. Опыты, выясняющие условия горения.

5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа

1. Получение и свойства кислорода.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 4. Водород (4ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности и его физические свойства. Химические свойства. Водород - восстановитель. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Демонстрации

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты

1. Получение водорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи

1. Решение различных типов задач.

Практическая работа

2. Получение и свойства водорода

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 5. Вода. Растворы (8ч)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации

1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов веществ индикатором.

3. Реакция нейтрализации.

4. Видеофильм «Вода»

Практическая работа

1. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи

1. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-5,7