Отопление, канализация, водоснабжение

Границы проблем. А в чем же заминка

Родился в семье участника ВОВ - капитана-пограничника Манилова Леонида Яковлевича. Мать - Полина Андреевна. В семье было 8 детей. Брат (Валерий) - генерал-полковник в отставке.

В 1973-1990 годах проходил службу на государственной границе. Занимал должности в Закавказском пограничном округе на контрольно-пропускном пункте, заставе, пограничном отряде, работал в управлении пограничного округа, а позже - переведён в Главное управление пограничных войск КГБ СССР.

После распада СССР с образованием Пограничных войск Российской Федерации был назначен на должность заместителя начальника Главного штаба Пограничных войск - начальника информационно-аналитического управления. С 1995 года - заместитель Директора - начальник Международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 года - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.

В 2003-2006 годах курировал работы по обустройству Государственной границы Российской Федерации.

Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года назначен Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками.

Имеет государственные награды, в том числе орден Дружбы , медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени,

защищаем внешние границы Снг

Интервью с генерал-полковником маниловым Александром Леонидовичем

outer boundaries OF Cis under our defence

Interview to general-colonel Manilov Alexander Leonidovich

визитная карточка

МАНИЛОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ, генерал-полковник.

Образование высшее. В 1973 году окончил Московское высшее пограничное командное Краснознаменное училище КГБ при СМ СССР, в 1985 году - Высшую школу КГБ СССР (Академия ФСБ России), в 1994 году - Высшие курсы Военной академии Генерального штаба ВС России, в 1999 году - Высшие дипломатические курсы Дипломатической академии МИД России.

С 1973 по 1990 г. проходил службу на различных участках государственной границы и в различных должностях на КПП (застава, пограничный отряд, пограничный Манилов АЛ. округ). Затем переведен в Главное управление пограничных войск КГБ СССР.

С образованием Пограничных войск Российской Федерации - заместитель начальника Главного штаба Пограничных войск - начальник информационно-аналитического управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации. С 1995 г. - заместитель Директора - начальник Международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 года - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.

С 1995 г. регулярно принимал участие в заседаниях Совета командующих Пограничными войсками государств -участников СНГ.

С 2003 по 2006 г. занимался вопросами обустройства государственной границы Российской Федерации.

Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года назначен Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств.

За безупречную службу награжден орденом Дружбы, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За отличие в охране Государственной границы СССР», рядом ведомственных наград, именным огнестрельным и холодным оружием. Награжден орденом «Дусти» (Дружбы) Республики Таджикистан, многими медалями и ведомственными наградами других государств - участников СНГ, орденами и медалями общественных объединений и организаций. Почетный пограничник Содружества Независимых Государств.

Женат, имеет сына и двух дочерей, четырех внуков.

Уважаемый Александр Леонидович, Вы являетесь Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) государств - участников СНГ, по долгу своей службы ежедневно соприкасаетесь с вопросами, связанными с Содружеством, часто посещаете страны СНГ. Находитесь, как говорится, в гуще событий, происходящих в евразийском пространстве. Судя по Вашей биографии, большую часть своей жизни Вы, профессиональный пограничник, служили своей Родине под названием Советский Союз. В декабре прошлого года минуло ровно 18 лет с момента, как вместо СССР образовано Содружество Независимых Государств. Говорят, время все расставляет на свои места. Изменились ли Ваши взгляды на распад единого Союза, являвшегося одной из ведущих держав в мире?

Я и мои коллеги, причем не только российские, но и из других стран СНГ, гордимся, что служили Советскому Союзу, тогдашней единой нашей Родине. Было бы странно, если бы у нас не было приятных воспоминаний о тех временах. Мы, пограничники, надежно стояли на защите ближних и дальних рубежей нашего государства. Действительно, есть что вспомнить, есть чем гордиться. Сегодня, в канун 65-летия Великой Победы советского народа над немецким фашизмом, хочется особо подчеркнуть, что первый вероломный удар на себя приняли погранвойска СССР. Вспомним только героических защитников Брестской крепости...

Но сразу хочу оговориться, что, по-доброму вспоминая советские времена, мы отнюдь не мечтаем о восстановлении Союзного государства. Прошлое не вернуть, как не вернуть и бывший Советский Союз. Такова историческая реальность, такова была воля народов бывших советских союзных республик, решивших получить политическую независимость и государственный суверенитет.

Когда мы собираемся со своими коллегами из ближнего зарубежья, мы вспоминаем годы совместной службы и все то, что с ней связано, выражаем сожаление об утерянных связях между людьми, между родственниками, друзьями, оказавшимися по разные стороны границ.

В последнее время идет активный поиск оптимальных форм дальнейшей интеграции, интернационализации всесторонних связей в рамках СНГ. Все, что связано с укреплением безопасности на внешних границах СНГ, не противоречит созданию Единого экономического пространства, таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а также в рамках всех государств - участников СНГ. Более того, есть реальная возможность всем странам СНГ присоединиться к новому экономическому союзу. Одно другому не противоречит, наоборот, они дополняют друг друга.

Думается, рано или поздно произойдет объединение стран Содружества в единое межгосударственное образование, в котором, как, например, в Европейском Союзе, не будет внутренних границ, а только будут внешние границы. При этом будет соблюдаться территориальная целостность государств, национальное достоинство всех народов,

Евразийский юридический журнал

__№ 3 (22) 2010

населяющих эту часть евразийского пространства. Объединение будет основываться на едином экономическом пространстве, едином таможенном союзе, единой валюте. В общем, интеграция и интернационализация различных сфер жизнедеятельности достигнет высочайшего уровня.

Как Вы, свидетель исторических событий, происшедших после 1991 года, оцениваете роль руководства СНГ, СКПВ, погранвойск стран СНГ в сохранении единого евразийского пограничного пространства? Какие конкретные мероприятия, в том числе и их правовое обеспечение, этому помогли?

Трудно, да и невозможно отрицать историческую роль и значение СКПВ и его ведомств, постоянного рабочего органа - Координационной службы в реорганизации и формировании заново пограничных войск стран СНГ. Несмотря на непростые условия, удалось предотвратить разворовывание и растаскивание материально-технической базы, вооружения и техники. Благодаря усилиям пограничников стран Содружества под эгидой СКПВ удалось сохранить наши пограничные традиции, обычаи, ритуалы, что тоже имеет важное значение. Хватило политической мудрости большинству руководителей только что появившихся на карте мира независимых государств.

Прямо скажу, не последнюю роль сыграли здесь военные, возглавившие пограничные ведомства стран СНГ, с которыми мы совместно в течение десятилетий охраняли нашу единую Родину - Советский Союз. Ведь мы, пограничники, лучше, чем другие, понимали всю сложность, а то и трагичность тогдашней ситуации.

Безусловно, образование СНГ помогло предотвратить самые опасные центробежные тенденции, набравшие серьезный оборот в бывших союзных республиках. Хорошо, что последние окончательно «не разбежались» по «национальным квартирам». В большей или меньшей степени удалось сохранить единое политическое, экономическое, особо подчеркну, правовое, а также культурное и, я бы сказал, единое языковое пространство. Хотя успехи на этом поприще могли быть намного существеннее.

Распад СССР не мог не сказаться на охране государственных границ не только Российской Федерации, но и других вновь возникших государственных образований. Более того, последние оказались в наихудшем положении. Представьте себе, были единые крепкие, нерушимые границы нашей необъятной державы. Был так называемый «железный занавес», который потом начали почему-то вспоминать только со знаком минус. А ведь через него в принципе не могла проскользнуть, как говорится, и мышка. Границы СССР охранялись денно и нощно по всем правилам. Соответствующие положения Конституции СССР, Закона о государственной границе СССР были непререкаемы и священны. Безопасность нашего государства, нормальная жизнедеятельность государства и общества гарантировались и, уверяю Вас как пограничник, строго по закону соблюдались едиными Пограничными войсками КГБ СССР. Уверен, мы были и здесь самыми передовыми...

И вот в 1991 году практически в одночасье абсолютно неожиданно мы, пограничники, оказались перед сложнейшей проблемой. Распад Советского Союза, единого государства с устоявшимися границами, привел к полному разрушению единой системы защиты внешних границ стран СНГ. Более 40 процентов обустроенных участков государственных границ, оружия и техники, самих пограничников остались за пределами России. Более того, сама Российская Федерация в тот период оказалась без собственных обустроенных границ. Из 61 тысячи километров протяженности границ 20 тысяч оказались необустроенными.

Нас в принципе ждал полный коллапс, последствия которого могли оказаться просто невосполнимыми. Но общими усилиями политического руководства стран СНГ его удалось предотвратить.

Действительно, 18 лет назад перед нами встал вопрос ребром: как быть дальше? Началом выхода из сложившегося кризиса было создание на базе Погранвойск СССР Комитета по охране государственной границы РФ, который продолжил выполнять возложенные на него задачи. А 12 июня 1992 года были созданы Пограничные войска России при Министерстве безопасности Российской Федерации.

6 июля 1992 года главы государств - участников СНГ решили учредить общую структуру, которая координировала бы усилия пограничников всех стран СНГ. Так был создан Совет командующих пограничными войсками, который мы сокращенно называем СКПВ. В него вошли руководители вновь созданных соответствующих ведомств 12-ти членов - государств Содружества. Из них 11 подписались в полном объеме, а Азербайджан частично. Последний не подписал документы о создании СКПВ, тем самым он приобрел и продолжает сохранять статус наблюдателя, хотя и участвует во всех заседаниях Совета командующих. Это можно назвать юридическим казусом.

Благодаря СКПВ удалось в корне исправить ситуацию на внешних границах СНГ. Ведь на 1992 год новые государства ничего своего для обеспечения пограничной безопасности по существу не имели.

  • Миграционная политика в евразийском пространстве. Интервью с первым заместителем председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации А. В. Кузьминой
  • Роль СССР и Росс ИИ в евразийском пространстве интервью с Батхиевым Рашидом Хусейновичем, судьей Верховного Суда России в почетной отставке, кандидатом юридических наук, членом совета Российской службы мира

    ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ - 2013 г.

  • БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРВЬЮ С БОЧАРОВЫМ ВЯЧЕСЛАВОМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ, ГЕРОЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОФИЦЕРОМ УПРАВЛЕНИЯ «В» («ВЫМПЕЛ») ЦЕНТРА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЛЕНОМ ПАРАЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА РОССИИ

    ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ, ЦЫГАНОВА ЗАРЕМА ШАМИЛЬЕВНА - 2014 г.

  • ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ - 2012 г.

    ) - российский военный деятель.

    Карьера

    Родился в семье участника ВОВ - капитана-пограничника Манилова Леонида Яковлевича. Мать - Полина Андреевна. В семье было 8 детей. Брат (Валерий) - генерал-полковник в отставке.

    В 1973-1990 годах проходил службу на государственной границе. Занимал должности в Закавказском пограничном округе на контрольно-пропускном пункте, заставе, пограничном отряде, работал в управлении пограничного округа, а позже - переведён в Главное управление пограничных войск КГБ СССР.

    После распада СССР с образованием Пограничных войск Российской Федерации был назначен на должность заместителя начальника Главного штаба Пограничных войск - начальника информационно-аналитического управления. С 1995 года - заместитель Директора - начальник Международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 года - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.

    В 2003-2006 годах курировал работы по обустройству Государственной границы Российской Федерации.

    Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года назначен Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками.

    Имеет государственные награды, в том числе орден Дружбы , медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «За отличие в охране государственной границы СССР» . Имеет ведомственные награды, награды государств-участников СНГ и общественных объединений.

    Почетный пограничник Содружества Независимых Государств.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    МАНИЛОВ Александр Леонидович

    Родился 20 мая 1952 г. В 1973 г. окончил Московское высшее пограничное училище, затем Высшую школу КГБ СССР, Высшие дипломатические курсы Дипломатической академии МИД РФ, Высшие курсы Военной академии Генштаба ВС РФ. С 1973 г. по 1991 г. проходил службу на различных участках государственной границы. Затем назначен в центральный аппарат ФПС России на должность начальника информационно-аналитического управления Главного штаба, в 1995 г. - заместителем директора - начальником международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 г. - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России. Женат, имеет троих детей.


    - 28 мая страна отмечает День пограничника. Традиционно в этот день в частях и подразделениях подводятся итоги служебной деятельности, оценивается общая ситуация на государственной границе. Что бы вы, Александр Леонидович, могли сказать в связи с этим накануне предстоящего праздника?

    Сегодня проблемы, связанные с охраной границы, постоянно находятся в поле зрения российского общества, государства. Именно на границе сосредоточен весь спектр государственных интересов: политических, экономических, военных, социальных и других. Реализация мер по защите этих интересов, предупреждению реальных и потенциальных угроз составляет основу безопасности нашего государства. Вот почему современные аспекты пограничной политики периодически рассматриваются президентом Российской Федерации, в Совете безопасности, Федеральном собрании, правительстве России. К решению ее проблем активно подключаются полномочные представители президента в федеральных округах. Непосредственно реализация этой политики, а следовательно, обеспечение безопасности государства, возложена на пограничников, выполняющих свои задачи во взаимодействии с представителями других ведомств.

    Чтобы понять, насколько масштабны эти задачи по своей сути и содержанию, необходимо знать, сколь уникальна пограничная сфера России.

    Это проявляется во многом. Во-первых, у России огромная линия соприкосновения с внешним миром (более 61 тысячи километров). Это 16 сопредельных государств, совершенно разных по экономическому развитию, государственному устройству и проводимой по отношению к России политике.

    Во-вторых, различные физико-географические условия, в которых пограничные органы охраняют государственную границу. С Запада на Восток она проходит через 12 часовых поясов, с Севера на Юг - от Арктики до Кавказа. Сухопутный участок российских рубежей составляет свыше 14,4 тысяч километров, речной и озерный - свыше 7,8 тысяч километров, морской - свыше 38,8 тысяч километров, площадь исключительной экономической зоны - 9 миллионов квадратных километров.

    В-третьих, каждому участку границы присуща своя динамичная, разноплановая обстановка. На них проецируются основные проблемы Запада и Востока, Юга и Севера, Европы и Азии. От боевых действий на Кавказе до проблем миграции, контрабанды, расхищения природных ресурсов.

    Половина российских субъектов федерации являются приграничными. Из них 24 получили выход к границе с распадом СССР. Они занимают более трех четвертей территории страны с населением около 64 миллионов человек.

    Все это накладывает свой отпечаток на организацию оперативно-служебной деятельности. Особенно сегодня, когда меняются приоритеты в охране государственной границы, а на некоторых участках переходят от традиционных войсковых способов несения службы к оперативным.

    Если говорить о результатах оперативно-служебной деятельности пограничных органов в текущем году, то можно отметить следующее. За четыре месяца 2005 года пограничниками задержано около 2000 нарушителей границы и свыше 2700 нарушителей пограничного режима. На границе изъято около 530 килограммов наркотических средств (за прошлый год - 4,6 тонны), контрабанды - на сумму свыше 114 миллионов рублей. Пропущено установленным порядком через границу свыше 25 миллионов граждан и 4 миллионов транспортных средств. На законных основаниях не разрешен проезд через границу 28 тысячам граждан (в том числе по причине неисправности документов - 14228).

    Как проходит процесс обустройства границы на Северном Кавказе? Ведь именно в этом регионе в настоящее время полным ходом ведутся работы по развитию пограничной инфраструктуры?

    В настоящее время продолжается реализация утвержденного президентом Российской Федерации Комплексного плана усиления охраны и обустройства государственной границы в Северо-Кавказском регионе на период до 2007 года, а также Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", предназначенной сыграть решающую роль в развитии пограничной инфраструктуры.

    На северокавказском участке границы спланировано капитальное строительство более восьмидесяти крупных объектов, из них более семидесяти городков пограничных застав, новые управления пограничных отрядов, учебный центр. Намечены большие объемы строительства инженерных и технических объектов: линии и узлы связи, дороги, мосты, сооружения для визуального и технического наблюдения, вертолетные площадки.

    Реализация задач капитального строительства жилых и специальных объектов позволит пограничным органам существенно повысить надежность охраны границы на Северном Кавказе и обезопасить ее от всевозможных устремлений трансграничной преступности.

    Особое внимание уделяется оснащению пограничных органов современными техническими средствами и вооружением, позволяющими полномасштабно и эффективно контролировать обстановку в пределах приграничной территории. Вводятся в строй системы сотовой и космической связи, современные инженерно-технические средства охраны границы.

    В соответствующих подразделениях Пограничной службы ФСБ России разрабатывается программа оснащения подразделений границы автоматизированными системами сбора и обработки информации. Отечественной промышленностью к осени 2005 года планируется создание первых образцов автоматизированного базового комплекса технических средств и вооружения, предназначенного для охраны государственной границы на участке пограничной заставы путем обеспечения дистанционного технического контроля приграничной территории в режиме реального времени.

    На следующем этапе, начиная со второй половины 2005 года, планируется по таким же направлениям приступить к обустройству границы России с Казахстаном.

    Система управления пограничными органами приводится в соответствие с системой государственного административно-территориального устройства. Чем это вызвано?

    При формировании современной системы пограничных органов большое значение придается вопросам определения их оптимального состава, удобства оперативно-служебной деятельности и эффективности размещения на приграничной территории. Всестороннее изучение соответствующих факторов влияния (с учетом необходимости объединения усилий всех компетентных органов государственной власти в борьбе с трансграничной преступностью, другими современными вызовами и угрозами интересам и безопасности России в пограничной сфере) предопределило административно-территориальный принцип построения Пограничной службы.

    На сегодняшний день в федеральных округах созданы региональные пограничные управления ФСБ России, на которые возлагаются в основном координирующие и контрольные функции. При этом усиливается влияние региональных пограничных управлений по федеральным округам на реализацию государственной пограничной политики и обеспечение пограничной безопасности в регионах. Они предназначаются для координации усилий пограничных органов ФСБ России и территориальных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных (в том числе и негосударственных) структур в интересах защиты и охраны государственной границы.

    В приграничных субъектах Российской Федерации формируются пограничные управления ФСБ России, которые становятся основными пограничными органами на территориях и единственными административно-хозяйственными звеньями управления подразделениями Пограничной службы, обладающими широким спектром полномочий и всей полнотой ответственности за охрану государственной границы и пограничных пространств России.

    Предусматриваются децентрализация традиционной войсковой системы материально-технического обеспечения и передача пограничным управлениям основной части снабженческих функций, от которых освобождаются формируемые на базе пограничных отрядов районные (межрайонные) отделы. С освобождением пограничных подразделений от функций обеспечения у них появляется реальная возможность сосредоточить главные усилия на решении оперативно-служебных задач.

    Реорганизация системы управления позволила сократить ее многоступенчатость, освободиться от некоторых промежуточных управленческих звеньев, а главное, приблизить пограничные управления к государственной границе, наделив их функциями основных полномочных органов для непосредственного управления силами и средствами обеспечения пограничной безопасности.

    При формировании единой системы управления пограничными органами в регионах и приграничных субъектах Российской Федерации учитывается, чтобы при этом были созданы комфортные условия для службы и жизни каждому сотруднику пограничной службы и членам его семьи. С этой целью строительство пограничных городков ведется, как правило, в населенных пунктах. Вся система пограничных органов строится на базе и с учетом существующей социальной сферы приграничных субъектов и возможности ее использования сотрудниками пограничной службы. В то же время там, где в приграничных субъектах местная инфраструктура слабо развита, одновременно со строительством новых пограничных объектов планируется построить или улучшить дорожную сеть, провести в приграничные населенные пункты современную связь, телевидение, предоставить населению дополнительные возможности для службы и работы.

    Александр Леонидович, как проходит процесс передачи под юрисдикцию таджикских пограничников участка таджикско-афганской границы?

    Передача проходит в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. В течение 2004 года таджикские пограничники приняли под свою охрану участки трех погранотрядов памирского направления - Ишкашимского, Хорогского и Калайи-Хумбского. Таджикским коллегам было передано 22 погранзаставы и 25 погранпостов со всей инфраструктурой, необходимой для несения службы, а также три пункта пропуска через границу.

    В апреле текущего года проводились необходимые мероприятия по передаче инфраструктуры Московского пограничного отряда. Этот участок перейдет Комитету по охране госграницы Республики Таджикистан в течение двух месяцев. Таджикским пограничникам будут переданы 15 постов и 18 застав.

    До конца осени 2005 года они примут также Пянджский пограничный отряд и части душанбинского гарнизона.

    Хотел бы отметить, что российские "зеленые фуражки" из Таджикистана не уходят, меняется лишь формат российского пограничного присутствия в республике. Межгосударственным российско-таджикским соглашением от 16 октября 2004 года о сотрудничестве по пограничным вопросам предусмотрено после завершения работы по передаче участков государственной границы, движимого и недвижимого имущества таджикским пограничникам оставить в Таджикистане Оперативную пограничную группу ФСБ России. В ее составе не будет войсковой составляющей, а заниматься она будет координацией сотрудничества по пограничным вопросам и оказанием помощи пограничникам в охране государственной границы Республики Таджикистан.

    В печати появились данные о том, что к 2008 году пограничные органы будут комплектоваться только контрактниками...

    В рамках формирования новой системы пограничных органов планируется изменить порядок их комплектования, так как традиционная система комплектования Пограничных войск на основе призыва граждан для прохождения военной службы себя изжила. Современные пограничные органы необходимо комплектовать профессионалами, способными эффективно решать сложные задачи по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, трансграничной преступностью.

    Вместе с тем переход на комплектование только профессионалами в различных областях пограничной деятельности потребует значительного времени, которое необходимо на их подготовку, создание служебных и бытовых условий. Задача сложная, но реальная, и принципиальное решение по планомерному переходу к системе комплектования на профессиональной основе принято и реализуется.

    В настоящее время военнослужащих по призыву уже нет в пограничных органах, дислоцирующихся на территориях Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов (частично - Южного и Сибирского федеральных округов). К концу текущего года планируется полностью исключить их в подразделениях в пределах Северо-Западного федерального округа, Арктического и Северо-Восточного регионов (за исключением морских частей).

    В ближайшие годы планируется прекратить плановый призыв граждан на военную службу в пограничные органы и значительно увеличить количество должностей сотрудников пограничной службы, комплектуемых профессионалами, в основном офицерами и прапорщиками.

    В канун Дня пограничника мы неизменно обращаемся к традициям стражей границы, сверяем с ними наши сегодняшние дела. Чему из опыта защитников Родины старшего поколения, победившего в Великой Отечественной войне, следовало бы, на ваш взгляд, уделить сейчас наиболее пристальное внимание?

    Традиции, в принципе, как сокровищница служебного опыта и духовного богатства, должны быть постоянно в центре нашего внимания. С учетом уроков Великой Отечественной войны, 60-летие Победы в которой мы только что отметили, опыта оперативно-служебной деятельности "зеленых фуражек" при проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе, их противодействия угрозам национальной безопасности правомерно сделать акцент на некоторых практических моментах. Я призвал бы сегодняшних защитников рубежей Родины быть профессионалами своего дела. Такими, какими были в свое время их отцы и деды. Мы уже говорили о том, что граница оснащается самыми современными техническими средствами. Управлять ими сможет только грамотный специалист. Хотелось бы, чтобы те, кто придет на контрактную службу в пограничные органы, в совершенстве владели своей профессией.

    Конечно же, необходим патриотизм, который всегда был присущ защитникам Родины старшего поколения. Просто необходимо быть патриотом - тогда легче будет преодолевать трудности и житейские невзгоды.

    Переход к оперативным методам охраны границы должен дать новый импульс всей работе по дальнейшему развитию традиций дружбы и сотрудничества с местным населением, по укреплению наших связей с руководством субъектов Федерации, приграничных районов, городов.

    Что бы вы пожелали воинам в зеленых фуражках, ветеранам пограничной службы в праздничный для них день?

    Я хотел бы выразить слова благодарности всем военнослужащим Пограничной службы ФСБ России за их самоотверженный труд, за то что, несмотря на трудности житейские, бытовые, они остаются в строю и с честью выполняют возложенные на них обязанности. Мои самые добрые пожелания членам их семей, всем близким и родным пограничников, разделяющим с ними беспокойную судьбу.

    Низкий поклон ветеранам, нашим учителям. Спасибо вам за мужество, стойкость и достоинство. Крепкого здоровья, счастья вам и вашим близким.