Отопление, канализация, водоснабжение

Единый сельскохозяйственный налог (есхн). Авансовые платежи по есхн: считаем правильно Ставка по есхн в году

Предприятия, занимающиеся производством и обработкой сельскохозяйственной продукции, имеют право применять специальный режим налогообложения.

Переход на специальный режим ЕСХН осуществляется при открытии компании или перед началом календарного года. Система имеет ограничения по видам деятельности и размеру выручки от произведенной и переработанной сельхозпродукции в общей сумме полученного дохода.

Система характеризуется минимальным количеством налогов и форм отчетности, представляемых в органы контроля.

Предприятие на ЕСХН ведет упрощенную форму учета. Порядок ведения учета аналогичен документообороту по при условии участия в производстве и обработке сельхозпродукции.

В рамках применения режима к сельскохозяйственной сфере относятся :

  • Растениеводство.
  • Сельское хозяйство.
  • Лесное хозяйство.
  • Животноводство.
  • Рыбный промысел, включающее и отлов рыб.

Порядок применения системы определен в ст. 346.2 НК РФ, устанавливающей также ограниченный список лиц, имеющих право на применение системы налогообложения.

Кто и когда может его применять

Применять систему имеют право предприятия, доля выручки от реализации сельхозпродукции в которой составляет не менее 70% общей величины дохода. В общей доле выручке не учитываются поступления в виде , полученных от государства. Например, одним из видов государственных компенсаций, выдаваемых сельхозпредприятиям, являются суммы, получаемые предприятиями при возникновении аномальных погодных условий – засухи или проливных дождей.

Ограничений по организационной форме компаний не предусмотрено. В случае отсутствия дохода в применении системы может быть отказано. Для вновь созданных предприятий доля выручки определяется по последнему отчетному периоду.

Применять систему может организация или соответствующего профиля.

Систему могут использовать :

  • Кооперативы и товарищества сельскохозяйственного профиля. Среди видов учреждений встречаются садоводческие товарищества, сбытовые и перерабатывающие кооперативы и иные образования, выручка которых получена от реализации продукции собственного производства.
  • Предприятия, занимающиеся выращиванием и переработкой продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения.
  • Компании, занимающиеся выловом и переработкой рыб.

Особое значение в законодательстве уделяется промыслу рыб. Градообразующие предприятия (рыбные артели и кооперативы) должны иметь в штате численность, составляющую не менее числа жителей поселка. Компании, ведущие деятельность на промысловых судах, должны иметь численность, превышающую 300 человек.

Определение права на применение системы основано на производстве продукции сельского хозяйства.

Предприятие, занимающееся только переработкой, не может перейти на уплату ЕСХН. Также не имеют права применять режим компании:

  • Являющиеся производителем или продавцом подакцизной продукции.
  • Занимающиеся игорным бизнесом.
  • Бюджетные, казенные предприятия.

С 2016 года отменено ограничение в применении системы ЕСХН, установленное ранее для предприятий, имеющих филиалы.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Преимущества и недостатки такой системы налогообложения

Система имеет значительное число преимуществ. К положительным условиям режима относятся:

  • Упрощенный учет доходов, расходов и обязательств, не требующих наличия значительного счетных работников.
  • Минимальное число налогов, уплачиваемых в бюджет.
  • Наличие льготной ставки налогообложения по сравнению с величиной , уплачиваемого при ведении ОСН.
  • Отсутствие необходимости уплаты минимально налога при получении убытков, что ставит пользователей режима в более выгодное положение по сравнению с предприятиями, применяющими УСН.
  • Возможность списания убытков в составе расходов в течение 10 лет с момента возникновения события.

К недостаткам системы налогообложения относят:

  • Наличие ограничений, связанных со спецификой деятельности – необходимости придерживаться 70% предела доли дохода, полученного от переработки продукции, самостоятельно выращенной или произведенной.
  • Существование предельной величины численности предприятия рыболовецкого промысла.
  • Отсутствие возможности включения суммы , уплаченной поставщику, в продукции или понесенные затраты. Требование налогового законодательства применяется с 2016 года.
  • НДС, безосновательно выделенный в , подлежит уплате в бюджет и обложению единым налогом.

Система является льготной формой налогообложения. Минусы учета незначительны и относятся в основном к условиям возможности применения режима.

Какие налоги заменяет ЕСХН

При уплате единого налога, исчисленного в связи с применением системы ЕСХН, налогоплательщик освобождается от обязанностей платежа ряда налогов . Перечень исключенных налогов зависит от организационной формы.

Не уплачиваются :

  • Юридическими лицами налоги, связанные с ведением общей системы – налог на прибыль, НДС.
  • Индивидуальными предпринимателями – , НДС.

При утере права на применение системы налогоплательщик должен рассчитать все налоги по ОСН (для и ) с начала календарного года.

Правила перехода на ЕСХН и совмещение с другими системами

Применяется уведомительный способ перехода на режим. Принятие решения о применении системы не требует одобрения налоговых органов, за исключение случаев несоответствия предприятия требований НК РФ, установленных для применения системы.

Заявить право на применение режима ЕСХН налогоплательщик должен по месту постановки на налоговый учет. Уведомление составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной законодательством.

Законодательством установлены сроки для перехода на ЕСХН . Начало применения (подачи уведомления) возможно:

  • В течение 30 дней с даты внесения предприятия в государственный реестр. Пропуск срока означает автоматический переход на общеустановленную систему, при которой уплачивается большее число налогов.
  • Не позднее последнего числа года, предшествующего переходу.

Отказаться от применения налогового режима в течение календарного года нельзя. Исключение составляют предприятия, утратившие право на ведение ЕСХН в течение налогового периода и принудительно переведенные на общий режим.

Предприятия, ведущие ЕСХН, могут совмещать режим с другими формами:

  • Юридические лица – с .
  • Индивидуальные предприниматели – с ЕНВД и .

При дополнительно применяемом режиме ЕНВД его не используют для ведения деятельности по реализации продукции собственного производства через сети розничной торговли.

Особенность совмещения режимов:

  • Предприятия должны вести раздельный учет доходов и расходов, отсутствие которого не позволяет совмещать режимы.
  • Подсчет доли участия в выручке дохода, полученного от реализации профильного сельскохозяйственного товара в размере 70%, производится по всем суммам, вырученным предприятием.

Не допускается объединение учета с общей или упрощенной системами налогообложения.

Превышение налогоплательщиком ограничений, установленных для системы, обязывает организацию или ИП подать уведомление в ИФНС не позднее 15 дней от даты возникновения обстоятельств. Налогоплательщик, при утере права на применение системы, должен подать декларацию до 25 числа месяца, следующего за периодом утери права.

Утрата права на применение ЕСХН автоматически ведет к переходу предприятия на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан пересчитать активы, доходы, расходы в соответствии с ОСН и уплатить налоги, начисленные в течение года.

Потребуется :

  • Привести учет в соответствие с общей системой налогообложения. Особая сложность возникает при наличии в организации имущества, попадающего под число амортизируемых . С начала календарного года предприятие должно составить учет по , установленных бухгалтерским учетом при его полном ведении.
  • Уплатить налоги, применяемые ОСН. Суммы авансовых платежей по ЕСХН могут быть зачтены в счет платежей соответствующего бюджета.

Если предприятие желает добровольно перейти на другую систему налогообложения, также в ИФНС подается уведомление со сроком представления до 31 декабря года, предшествующего переходу. Вновь применить систему можно не ранее чем через год после отказа или утери права использования.

Размер ставки при ЕСХН. Правила расчета налога

Законодательством установлен размер ставки налога – 6% от рассчитанной налогоплательщиком базы.

Особенности определения базы :

  • Сумма рассчитывается нарастающим итогом с начала календарного года или дня регистрации для вновь созданных компаний.
  • Величина определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
  • Предприятия, получившие убытки в предшествующем налоговом периоде, имеют право на снижение базы на их полный размер или их часть. Перенос убытков на будущие периоды может осуществляться в течение 10 последующих лет.

Для подтверждения убытков, полученных предприятием, инспекторам ИФНС при проверке необходимо предъявить документы, подтверждающие факт. Если убытки были получены в течение нескольких периодов, списание осуществляется в порядке их возникновения. Учитываются только убытки, полученные от ведения сельскохозяйственной деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет доходов и расходов. Особенности документального подтверждения налоговой базы:

  • Учет ведется с применением (КУДиР).
  • Показатели формируются по . В расходах учитываются суммы, оплаченные поставщику по фактически полученным товарам, услугам и работам. Доход принимается в состав выручки после получения фактической оплаты на расчетный счет или в кассу предприятия.
  • Данные формируются нарастающим итогом в течение налогового периода – календарного года.

Предприятия должны вести обязательного документооборота.

Правила расчета и уплаты ЕСХН рассмотрены в следующем видео уроке:

Порядок и сроки оплаты

Законодательством установлены отчетный и налоговый периоды для ведения системы. По результатам полугодового отчетного периода уплачивается часть единого налога. По окончании годового календарного периода производится окончательный расчет обязательств с учетом сумм авансового платежа. Сумма налога, уплаченного в бюджет, не снижает величину годовой налоговой базы.

Установлены сроки для внесения сумм в бюджет:

  • До 25 июля текущего периода для платежей авансового характера.
  • До 31 марта года, следующего после завершения налогового периода.

При попадании даты платежа на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

Процедура подачи отчетности

Налоговая декларация является основной отчетностью предприятий, уплачивающих ЕСХН. Порядок заполнения декларации установлен приложением №2 к Приказу Минфина от 22.06.2009 № 57н.

Документ определяет :

  • Состав декларации. Документ состоит из титульного листа, раздела, содержащего сумму к уплате, раздел с расчетом и лист, показывающий сумму убытка, полученного в предыдущих периодах.
  • Порядок подачи документа.
  • Определение даты, при наступлении которой декларация считается поданной.
  • Общие правила заполнения формы – отсутствие помарок, ошибок, скрепление документа, нумерация.
  • Порядок заполнения данных титула и всех разделов декларации.

Сроки подачи налоговой декларации совпадают с датами уплаты налогов. Начиная с 2016 года, используется новая форма декларации, утвержденная приказом ФНС РФ от 1 февраля 2016 года № ММВ- 7-3/51@. Нововведение коснулось расчета налога. В разделе 2 внесена строка относительно льготного налогообложения полуострова Крыма и г.Севастополя.

О порядке сдачи отчетности смотрите в следующем видео ролике:

Ответственность за нарушения

Налогоплательщики, допустившие налоговые нарушения, наказываются аналогично лицам, применяющие другие налоговые режимы. За несвоевременное представление декларации штраф налагается в размере от 5 до 30% суммы, указанной к уплате. Штраф не может иметь величину, меньшую 1000 рублей. Неуплата налога влечет наложение штрафа от 20 до 40% суммы обязательства перед бюджетом.

Сельхоз. налог – ЕСХНспециальный налоговый режим, который создан для производителей сельского хозяйства и рыбоводства. Этот режим регулирован налоговым кодексом РФ. Все российские производители сельскохозяйственной продукции могут (но не обязаны) использовать единый сельскохозяйственный налог.

Организации и предприниматели могут использовать данный вид налогового режима, если соответствуют следующим критериям:

  • Если организация или предприниматель изготавливают сельскохозяйственную продукцию на территории Российской Федерации.
  • Занимаются реализацией собственной продукции.
  • Перерабатывают продукцию собственного производства.

Для налогоплательщиков этого режима существует очень строгое правило – выручка от реализации продуктов должна составлять не менее 70%. Иначе предприятие становится нерентабельным и снимается с этого режима.

Сельскохозяйственная продукция по общему классификатору определяется как ОК 005-93. Более подробный список продукции, относящейся к сельхоз., утвержден правительственным постановлением с поправками от 2010 года. В таблице приведем примеры наиболее востребованных продуктов:

Правительство России постаралось ввести для производителей сельскохозяйственной продукции очень привлекательный налоговый режим. Но для многих фермеров сельское хозяйство является малоприбыльным бизнесом, поэтому, чтобы увеличить прибыль, недобросовестные предприниматели снижают качество продукции. Это препятствует выходу на рынок новых фермеров, желающих заниматься сельским хозяйством. Чтобы как-то сократить расходы и получить прибыль от продукции, фермерам стоит переходить на режим ЕСНХ.

Что ожидает фермеров в 2017 году

Каждый год россияне готовятся к новым переменам, которые готовит Российское правительство. Какие изменения ЕСХН в 2017 году готовятся для фермеров? С нового года будут задействованы две системы налогообложения:

  • Общая система сельхоз. налога.
  • Единая система.

Система налогообложения ЕСХН удобна тем организациям и компаниям, чья прибыль напрямую зависит от природных факторов и климатических условий. Это организации, которые занимаются производством продуктов животного и растительного происхождения.

Так что же ждать фермерам в дальнейшем? Размер налоговой ставки по данному режиму составляет 6%, и она может измениться на региональном уровне. В 2017 году размер ставки будет зависеть от прибыли, от количества сотрудников у фермера, от количества изготавливаемой продукции.

Для того чтобы использовать данный режим организации, нужно будет выполнять ряд условий:

  • Численность сотрудников на предприятии не должна превышать 300 человек.
  • Обязательное условие для всех – необходимо, чтобы прибыль составляла более процентов. Иначе фермер переводится на общую систему налогообложения.

Плюсы и минусы спец. режима

Если бизнесмен пожелает применять для развития сельскохозяйственного бизнеса ЕСХН, в НК РФст. .1 прописаны все положения: кто может применять данный режим и какова будет налоговая ставка ЕСХН.Используя этот режим, с одной стороны, комфортный по налоговой ставке, но с другой стороны, жесткий, фермер имеет большие преимущества.

В первую очередь, он освобождается от ведения лишних отчетных документов, но в то же время обязан вести Книгу учета доход и расходов.

У спец. режима совсем другой налоговый период, он составляет полгода и год. В первом полугодии фермер платит аванс до июля. Второй раз сдает налоговую декларацию и уплачивает оставшийся налог.

Если сравнивать с другими режимами, сельскохозяйственный налог самый комфортный и удобный для фермеров. Он освобождает от уплаты других налогов, таких как НДС, подоходный налог, налог на прибыль.

Если организация занимается сельхозпродукцией и отвечает всем требованиям НК, она может использовать данный режим, но нужно помнить, если прибыль маленькая и не составляет процентов, то фермеру придется выбирать другой налоговый режим. К примеру, упрощенную систему налогообложения. Как же можно осуществить переход с ЕСХН на УСН?

Правила перехода на другой спец. режим

Фермеру нужно знать, если он решил сменить налоговый режим, то не вправе менять систему до окончания налогового периода. То есть он должен доработать до конца года и перейти на УСН с января следующего года.

Перейти на «упрощенку» может лишь тот, чья деятельность соответствует критериям НК. Для этого предприятие должно иметь определенную прибыль, которая не должна превышать лимит, строго определенную среднесписочную численность работников, стоимость основных средств компании. Если будут соблюдены все условия, то можно переходить на более удобный для коммерсанта режим.

Специальный налоговый режим ЕСХН до недавнего времени не был популярным среди возможных систем налогообложения. Однако, в связи с санкциями, произошел заметный рост количества сельхозтоваропроизводителей. Поэтому законодателей явно заинтересовал вопрос о налогообложении данного, очень специфического, вида деятельности. В статье рассмотрим, что ждет в ближайшем будущем плательщиков налога ЕСХН.

«Входящий» НДС плательщики ЕСХН с 2019 года не вправе будут больше относить на расходы, т.к. отменяется пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный НДС плательщик ЕСХН или вправе принять к вычету — если товары, работы, услуги используются в операциях, облагаемых НДС, или включить в стоимость товаров, работ, услуг — если используются в операциях, не подлежащих налогообложению НДС.

2018 — 2019 гг. для плательщиков ЕСХН можно назвать переходными. С одной стороны, весь 2018 год есть возможность заняться налоговым планированием и определить для себя насколько актуально освобождение от обязанностей налогоплательщика, с другой стороны, научиться вести налоговой учет по НДС, изучить нормы законодательства, порядок ведения регистров налогового учета по НДС — счета-фактуры, книги покупок и продаж, в некоторых случаях — журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, порядок составления декларации по НДС и уплаты НДС в бюджет.

В такой переходный период может возникнуть ситуация, когда плательщиком ЕСХН на 01.01.2019 года в расходах не учтен «входящий» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам. Казалось бы, т.к. с 2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, то и вычет НДС возможен. Однако, вычет «входящего» НДС в данном случае будет неправомерен, т.к. данный НДС относится к периоду, когда плательщики ЕСХН не являлись плательщиками НДС. Поэтому, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 335-ФЗ НДС: «4. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов ».

Иными словами, законодатель относит такой НДС в том же порядке, как если бы данные товары, работы, услуги, ОС и НМА были приобретены для операций, не подлежащих налогообложению. Согласно Письму МФ РФ от 07.02.2018 № 03-07-11/7258 «налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком НДС, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов» .

Порядок применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС

Организации и ИП, которые решат воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, должны будут выполнить одно из условий:

  • данные лица переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение от НДС, в одном и том же календарном году
  • за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности:
    • 100 миллионов рублей за 2018 год,
    • 90 миллионов рублей за 2019 год,
    • 80 миллионов рублей за 2020 год,
    • 70 миллионов рублей за 2021 год,
    • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС, плательщикам ЕСХН достаточно подать в свою ИФНС налоговое уведомление в письменной форме. Срок представления уведомления — не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Плательщики ЕСХН не вправе добровольно отказаться от права на освобождение от обязанностей плательщика ЕСХН (п. 4 ст. 145 НК РФ). Такими лицами право на освобождение может быть только утрачено, если в течение налогового периода по ЕСХН:

  • сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения, без учета НДС превысит предельный размер дохода за год, в котором он воспользовался правом на освобождение, либо
  • им осуществлялась реализация подакцизных товаров.

В этом случае, право считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место нарушение правил применения отказа от исполнения обязанностей плательщика НДС. При этом сумма НДС за месяц, в котором было допущено нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абз. 3 п. 5 ст. 145 в редакции Закона № 335-ФЗ).

ВАЖНО : Повторно реализовать право на освобождение от уплаты НДС возможности не будет.

Если никаких нарушений правил применения «льготы» не допущено, то по истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

В том случае, если налогоплательщиком не представлены подтверждающие суммы допустимой выручки (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения) документы, НДС подлежит восстановлению. Налог подлежит восстановлению и в случае установления ИФНС фактов несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1 — 5 статьи 145 НК РФ. При этом уплачивается в бюджет не только налог, но и штрафы, пени.

Налоговые ставки для ЕСХН в 2019 году

Принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН. Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Закон вступает в силу с 2019 года. Соответственно, субъекты РФ имеют достаточно времени на подготовку и принятие соответствующих законов на подведомственных территориях.

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2018

До 01.01.2018 года организации — плательщики ЕСХН полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций, а ИП — плательщики ЕСХН — уплачивают налог на имущество физических лиц только с недвижимости, которая не использовалась в предпринимательской деятельности.

Начиная с 2019 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности:

  • при производстве сельхозпродукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции;
  • при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом, в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется ввиду, его квалификационные признаки по различным видам сельхоздеятельности и т.п. В силу этого неизбежны споры с налоговиками об установлении имущества, являющегося объектом налогообложения. Безусловно, можно ориентироваться на документы из регистрационной палаты и т.п., однако, даже эти документы не позволят отнести то или иное имущество к облагаемым и необлагаемым объектам. Поэтому, можно рекомендовать до выхода официальных разъяснений, заручиться письменной поддержкой своей ИФНС. Кроме того, такие нововведения требуют ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества.

Методика раздельного учета должна быть прописана в учетной политике в целях налогообложения.

Специальные режимы налогообложения существуют для уменьшения налоговой базы на предпринимателей и облегчения ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. Целью введения режима единого сельскохозяйственного налога является поддержание и стимулирование развития аграрной отрасли экономики. Предприятия, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, ведут упрощенный учет доходов, несложную отчетность и платят налоги по ставке 6%. Они освобождаются от уплаты НДС, налога на прибыль и имущество, которые заменяются на единый налог, исчисляемый в установленном законом порядке.

Содержимое страницы

Что такое единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН – это один из специальных режимов налогообложения, который применяется предпринимателями, осуществляющими коммерческую деятельность в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также рыболовного хозяйства.

Условия для применения ЕСХН:

  1. Организация должна заниматься производством, переработкой (первичной или промышленной) и реализацией сельскохозяйственной продукции, или осуществлять деятельность в сфере рыболовного хозяйства.

    ВАЖНО: главное условие для ЕСХН – производство сельхоз продукции. Только предприятия, которые производят продукцию, могут применять режим налогообложения ЕСХН. Предприятия, которые лишь перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию, но не производят ее, не могут применять ЕСХН.

  2. Не менее 70% дохода организация должна получать от осуществления деятельности по производству, переработке и продаже сельхозпродукции.

Кто считается производителем сельскохозяйственной продукции:

  • и , производящие, а затем перерабатывающие и реализующие сельскохозяйственную продукцию;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • рыболовные хозяйства (здесь существуют условия по количеству наемных работников и количеству используемых судов).

Что считается сельскохозяйственной продукцией:

  • продукция растениеводства;
  • продукция животноводства;
  • продукция рыбного хозяйства (улов, выращивание или доращивание рыбы и других биологических водных объектов);
  • продукция сельского и лесного хозяйства.

Кто не может применять ЕСХН:

  • организации и ИП, которые занимаются лишь первичной или вторичной переработкой сельскохозяйственной продукции и ее реализацией без производства.
  • организации и ИП, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, а также осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
  • организации, относящиеся к казенным, бюджетным и автономным учреждениям.

Единый сельскохозяйственный налог в 2019 году

Объект налогообложения на ЕСХН – прибыль, полученная от деятельности в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, уменьшенная на расходы (расходы должны быть подтверждены документально и правильно учтены в бухгалтерской отчетности).

Ставка ЕСХН – 6%.

Порядок расчета ЕСХН.

Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается по формуле:

налоговая база * ставка 6%

Налоговой базой для ЕСХН является показатель «доходы минус расходы».

Пример расчета ЕСХН:

Прибыль организации – 900 000 рублей.

Расходы организации – 546 000 рублей.

ЕСХН = (900 000 – 546 000)*6% = 21240 рублей.

Единый сельскохозяйственный налог уплачивается два раза в год:

  1. Первый платеж уплачивается в виде авансового платежа до 25 июля текущего налогового периода;
  2. Второй платеж уплачивается по итогам прошедшего года до 31 марта следующего за текущим налогового периода.

Какие налоги платят на режиме ЕСХН

При применении режима налогообложения ЕСХН предприниматели освобождаются от основных налогов, уплачиваемых на общем режиме (ОСНО). Эти налоги заменяются единым налогом, который исчисляется в установленном законом порядке.

Плательщики ЕНВД должны уплачивать следующие налоги:

  1. ЕСХН по итогам первого полугодия и года (два раза за налоговый период);
  2. Обязательные страховые взносы в ПФР и ФОМС;
  3. НДФЛ за наемных работников.

Какая отчетность ведется при применении ЕСХН

Так как налоговой базой для исчисления ЕСХН является показатель «доходы минус расходы», то все расходы должны правильно учитываться и отражаться в декларации.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Предприниматели на ЕСХН обязаны надлежащим образом вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Все расходы должны иметь документальное подтверждение. Документами, подтверждающим расходы, могут считаться кассовые и товарные чеки, квитанции об оплате и иные платежные документы, акт выполненных работ, договор на получение услуг и так далее.

Важно знать, что не все расходы могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога. Конкретный перечень расходов, которые могут быть учтены при исчислении налога, приведен в ст.346.5 НК РФ.

ВАЖНО: плательщики ЕСХН могут включать обязательные страховые взносы за себя и за сотрудников в статью расходов.

Декларацию можно подать следующими способами:

  1. Лично явившись в отделение ИФНС по месту жительства (ИП) или по месту нахождения организации в бумажном виде. Декларация заполняется в 2-х экземплярах;
  2. Через третье уполномоченное лицо при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. Отправить по почте ценным письмом с описью. На руках у вас обязательно должна остаться опись вложения и квитанция об оплате. Дата, указанная в квитанции, будет считаться датой подачи декларации.
  4. По электронной почте через интернет, используя специальные для этого сервисы.

Утрата права применения ЕСХН

Снятие с учета ЕСХН может произойти по нескольким причинам:

Утрата права на ЕСХН в связи с нарушением условий применения, определенных НК РФ.

Например, доход от осуществления деятельности по производству сельхозпродукции по итогам отчетного периода составил меньше положенных 70%. В случае принудительной утраты права на ЕСХН по итогам налогового периода автоматически производится перерасчет по общему режиму налогообложения, что ведет к значительной налоговой нагрузке предпринимателя.

Отказ от применения ЕСХН в связи с переходом на другой режим налогообложения.

Если предприниматель желает начать применять другую систему налогообложения, он должен подать в ИФНС соответствующее уведомление.

В случае утраты права или отказа от применения ЕСХН, необходимо отправить в налоговую инспекцию уведомление не позднее 25 числа следующего месяца.

Формы для подачи уведомления в ИФНС:

  1. Уведомление о прекращении применения режима ЕСХН подается по форме №26.1-7;
  2. Уведомление об утрате права на применение ЕСХН подается по форме №26.1-2;
  3. Уведомление об отказе от дальнейшего применения ЕСХН подается по форме №26.1-3.

Переход на ЕСХН

Переход на ЕСХН осуществляется на добровольной основе. Для перехода нужно подать соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Индивидуальные предприниматели подают уведомление в налоговую инспекцию по месту жительства, организации подают уведомление в ИФНС по месту нахождения предприятия.

  • уведомление можно подать сразу при или организации вместе со всеми документами;
  • уведомление на переход на ЕСХН можно подать в течение 30 дней с даты регистрации ИП или предприятия;
  • в случае перехода на ЕСХН с другого режима налогообложения, необходимо подать соответствующее уведомление до 31 декабря текущего года, так как полностью перейти и начать осуществлять деятельность в режиме ЕСХН можно только с началом нового календарного года.

Уведомление о переходе на ЕСХН подается по форме №26.1-1.

Ответственность за нарушение сроков подачи декларации и уплаты налогов при ЕСХН

Согласно статье 122 НК РФ при неуплате налога на предпринимателя налагается штраф в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы.

Согласно статье 119 НК РФ за несвоевременную подачу отчетности предусмотрены административные штрафы. Размер штрафа может составлять за каждый полный или неполный месяц просрочки 5 – 30% от суммы неуплаченного налога, который должен был быть уплачен на основании данной декларации. Но не менее 1000 рублей.

Таким образом, режим налогообложения ЕСХН призван поддержать и стимулировать деятельность предпринимателей в сельскохозяйственной области. Для этого на режиме ЕСХН предусмотрена достаточно низкая налоговая ставка 6% и упрощены условия ведения и сдачи отчетности в ИФНС.

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание !

Налоговый период

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации - по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.