Отопление, канализация, водоснабжение

Участник войны зиньковский василий павлович. Православная электронная библиотека

(1881-1962) — представитель “православного” модернизма, идеолог .

Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.

Профессор Украинского народного университета.

Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.

Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.

Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.

Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется .

Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью .

В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.

Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с , где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания выделил на 8000 ам. долларов.

Член редакционного комитета .

Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).

Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного .

Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:

В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.

Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь .

В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).

В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.

О нем

Основные труды

Психология детства (1924)

Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)

Русские мыслители и Европа (1926)

Свобода и соборность (1927)

Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)

Дар свободы (1928)

О чуде (1928)

Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)

О так называемом «Экуменическом вопросе» (1930)

О значении воображения в духовной жизни (1932)

Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)

Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике «Христианское воссоединение»

Oecumenica (1934)

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)

Зло в человеке (1938)

История русской философии (1948)

Вера и знание (1953)

Наша эпоха (1955)

На пороге зрелости (1955)

Апологетика (1957)

Н. В. Гоголь (1961)

Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)

Источники

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368

Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973

прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995

Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962), русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии, а также педагогики Зеньковский будет заниматься в течение всей жизни.

Вскоре после окончания университета он стал директором киевского Института дошкольного воспитания. В 1913-1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 защитил докторскую диссертацию Проблема психической причинности. В 1916 Зеньковский стал профессором Киевского университета. С 1910 он был председателем киевского Общества по изучению религии и философии.

Существенную роль в судьбе и духовной эволюции Зеньковского сыграло его знакомство с С.Н. Булгаковым, под влиянием которого он обратился к творчеству Гоголя. (В своей Истории русской философии он назовет Гоголя «пророком православной культуры».)

В 1920 эмигрировал в Югославию. В 1920-1923 был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте.

С 1927 он жил в Париже и возглавлял кафедру философии Православного богословского института, а в 1944, после смерти С.Н.Булгакова, стал его деканом. В 1942 Зеньковский был рукоположен в сан священника. Особенно важную роль сыграл Зеньковский как историк русской философии. Умер Зеньковский в Париже 5 августа 1962.

Книги (6)

Апологетика

Труд выдающегося русского богослова, философа и педагога посвящен апологии - защите христианской веры от различных обвинений и нападок.

Автор поднимает вопросы о взаимоотношениях веры и разума, происхождении зла, отношению христианства к язычеству, о роли Церкви в спасении человека и другие проблемы, удивительно актуальные для современных православных, живущих в постхристианском обществе.

История русской философии

История русской философии. В двух томах. В четырех книгах. Том 1. Часть 1.

Книга Василия Зеньковского, впервые увидела свет в Париже, в 1948-1950 гг. Но и сегодня это фундаментальное научное исследование выдающегося православного мыслителя и богослова остается единственным произведением своего жанра, с энциклопедической полнотой раскрывающим подлинную историю русской философии. Двухтомный труд Василия блистательно развенчивает мифы как о слабости и подражательности русской философской мысли, так и о ее преимущественном материализме и атеизме и может стать незаменимым путеводителем для тех, кто стремится к познанию истинных ценностей в культурном наследии России.

В книгу включены биографические сведения о философах XX-го века, которые не могли быть известны автору в момент напечатания книги.

Основы христианской философии

Выпуская в свет первую книгу из задуманной мной «Философской трилогии», я имею в виду раскрыть в ней христианское учение о знании.

Проблема знания должна быть, конечно, основой всякой философской системы - это столь бесспорно, что нет, собственно, и надобности это доказывать. Но все новейшие теории знания строились в эпоху принципиального отделения философии от религии, в эпоху секулярной культуры, - а тот свет Христов, которым осветилось все в мире, когда Господь пришел на землю, словно не дает ничего для понимания знания.

Психология детства

Для современной российской науки знакомство с наследием В.В.Зеньковского полезно также и потому, что каждая его работа не «закрывает» тему, не предлагает окончательного ответа на поставленные в книге или статье вопросы.

Это - всегда приглашение к диалогу, это - всегда «открытие» темы...

Христианская философия

В книге публикуются основные труды выдающегося русского богослова и философа В.В. Зеньковского, определявшего свои взгляды, как «опыт христианской философии».

Суть русской христианской философии состоит в стяжании Духа Святого. Творческая сила и свобода человека зависят от его Веры в Бога и достигают высшей ступени с благодатной помощью Божией. Только через Церковь и Благодать происходит восстановление утраченного в результате первородного греха единства человеческого духа (раздвоения разума и сердца) и преображения человечества для вечной жизни.

В настоящем издании впервые объединены два главных труда Зеньковского, «Основы христианской философии» и «История русской философии», причем последний публикуется только в той своей части, которая касается христианской философии. Сознательно опускаются очерки философских систем, являющихся эпигонством западных идей и не относящихся к истинно русской христианской философии.

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского - «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII-XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского, в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Основные работы:

  • Проблема психической причинности. 1914.
  • Психология детства. 1923.
  • Религиозное движение среди русской молодежи за границей. 1925.
  • Delacroix. La religion et la foi и др. книги. 1926.
  • Автономия и теономия. 1926.
  • Русские мыслители и Европа. 1926.
  • Свобода и соборность. 1927.
  • Факты и наблюдения (психология современной молодежи). 1927.
  • Дар свободы. 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • Система культурного дуализма. 1929.
  • Съезд в Афинах. 1930.
  • Преодоление платонизма и проблема софийной твари. 1930.
  • Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge. 1931.
  • Hoyle. The teaching of Karl Barth. 1931.
  • Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века. 1931.
  • H.О. Лосский: Ценность и бытие. 1931.
  • Heiler. Im Ringer um die Kirche. 1931.
  • О значении воображения в духовной жизни. 1932.
  • Типы мировоззрений Н. О. Лосского. 1932.
  • Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо? 1932.
  • Maritain. Le songe de Descartes. 1932.
  • Facing a World Crisis. 1932.
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. 1933.
  • E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch. 1934.
  • Кризис протестантизма в Германии. 1934.
  • Basil Mathews John R. Mott. World citizen. 1934.
  • Oecumenica. 1934.
  • Памяти проф. Г. И. Челпанова. 1936.
  • Irenikon. 1937.
  • Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen. 1937.
  • Зло в человеке. 1938.
  • Вера и знание. 1953.
  • Принципы православной антропологии. 1953.
  • Идея всеединства Владимира Соловьева. 1955.
  • Наша эпоха. 1955.
  • На пороге зрелости. 1955.
  • Апологетика. 1957.
  • Педагогика. 2002.
  • Русская педагогика в XX веке. 1960.
  • Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. 2002.
  • Церковь и школа.
  • Н. В. Гоголь. 1961.
  • Основы христианской философии. 1961-1964. Т. 1-2.
  • Е. В. Спекторский// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С. 317-321
  • История русской философии. 1948. (Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. - М., 2001. - 880 с.)
  • Судьба халкидонских определений.1955.
  • Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия). 1951.
  • Чаадаев как религиозный мыслитель. 1947.
  • Памяти Митрополита Евлогия. 1947.

Источники и литература

  • Зеньковский В. В. Собрание сочинений. - Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957).
  • Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти: Воспоминания / Под редакцией М. А. Колерова. М.: Издательский дом REGNUM, 2011. 648 с. (Серия «Исследования по истории русской мысли». Том 15).

Василий Васильевич Зеньковский

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) - православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал свое понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 44.

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Современное состояние психофизической проблемы. Киев, 1905;

Проблема психической причинности. Киев, 1914;

Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918;

О педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. Прага, 1923. № 4;

Психология детства. Лейпциг, 1924;

Русские мыслители и Европа. Париж, 1926

О чуде. Париж, 1928

Дар свободы. Париж, 1928

Об иерархическом строе души // Научные труды русского народного ун-та в Праге. Т. 2, Прага, 1929;

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Общие принципы. Париж, 1934;

История русской философии. Т. 1. Париж, 1934; Т. 2. Париж, 1950;

Проблема философской антропологии // Современные записки. Кн. 66. Париж, 1936;

Знание и вера // Православие в жизни. Нью-Йорк, 1954;

Русские мыслители и Европа. Изд. 2-е. Париж, 1955;

О мнимом материализме русской философии. Мюнхен, 1956

Апологетика. Париж, 1957;

Русская педагогика в ХХ в. Париж, 1960;

Основы христианской философии. Т. 1-2. Париж, 1961-64;

Н.В.Гоголь. Париж, 1961

Русское религиозное Возрождение ХХ в. Париж, 1991

История русской философии. Т. 1. Ч. 1-2; Т. 2. Ч. 1-2. Л., 1991;

Основы христианской философии. М., 1992;

Природа личности ребенка // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

Предмет педагогической психологии // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

О педагогическом интеллектуализме // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

Психология детства. М., 1996;

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (антология включает кроме одноименной монографии также работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Об иерархическом строе души; Беседы с юношеством по вопросам пола); Основы христианской философии М., 1996;

Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Литература:

Некрологи: «Вестник Русского студенческого христианского движения», 1962, № 66-67;

«Новый журнал», 1962, № 70;

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991;

Зернов Н. Русское религиозное возрождение 20 в. Париж, 1991 (библ.).

Биография

Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского - «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII-XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что,

приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского,

в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина , а потом Жуковского , приходит Пушкин , в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Литература

  • Адрес прот. Василию Зеньковскому от профессоров Св. Владимирской Духовной Академии // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1961. - № 61
  • Верховский С. С. Василий Зеньковский // «Новый Журнал». - 1962. - № 70. - С. 271-285
  • Верховский С. С. К восьмидесятилетию отца Василия Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк. - 1961. - № 61
  • Григорьев Д., священник. О. Василий Зеньковский // Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Сборник статей. - Питтсбург. - 1975. - С. 231-239
  • Зайцев Б. Ушедшему // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - 1962. - № 66-67. - С. 22-24
  • Зандер Л. А. Отец Василий как общественный деятель // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 24-22
  • Иоанн (Шаховской), архиепископ. 80-летие отца Василия // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5
  • Князев А., протоиерей. Отец Василий Зеньковский // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 15-19
  • Морозов И. В. Отец Василий - друг молодежи // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 27-33
  • Памяти отца Василия Зеньковского / Вступ. Е. Н. Берга. - Париж. - 1984. - 124 С.
  • Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский. Биографический очерк. Текст сочинения. Библиография // Русские философы: Проблемы христианства и культуры в истории духовной критики ХХ века. Биографические очерки. Тексты сочинений. Библиография. / РГБ; Сост. Л. Г. Филонова. - М.: Пашков дом. - 2002. - С. 89-148
  • Ребиндер А. А., протоиерей. Проф. Прот. В. Зеньковский. Апологетика // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1958. - № 51
  • Струве Н. А. Памяти Отца Василия // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 33-35
  • Струве Н. А. Отец Василий Зеньковский. Последние дни // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 5-7
  • Юрьев В. А. протоиерей. Юбилей о. Василия Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5
  • Юрьев В. А., протоиерей. К кончине протоиерея В. Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 20-22
  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М.: Русский путь ; Париж: YMCA-Press , 2007. С. 209-211. ISBN 978-5-85887-206-1

Труды

  • Проблема психической причинности. - Киев, 1914. - VIII, 435 с.
  • Психология детства. - Берлин: Русская книга, 1923. - 348 с. - Переизд.: Лейпциг: Сотрудник, 1924. (Текст)
  • Религиозное движение среди русской молодежи за границей. // Путь. - 1925. - № 1. - С. 121-127
  • Delacroix. La religion et la foi и др. книги. // Путь. - 1926. - № 2. - С. 149-152
  • Автономия и теономия. // Путь. - 1926. - № 3. - С. 46-64
  • Русские мыслители и Европа Париж, Ymca-press. - 1926. - 291 c.
  • Свобода и соборность. // Путь. - 1927. - № 7. - С. 3-22
  • Факты и наблюдения (психология современной молодежи). // Путь. - 1927. - № 8. - С. 73-88
  • Дар свободы. Париж, 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • Съезд в Афинах. // Путь. - 1930. - № 22. - С. 116-125
  • Преодаление платонизма и проблема софийной твари. // Путь. - 1930. - № 24. - С. 3-40
  • Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge. // Путь. - 1931. - № 28. - С. 102-104
  • Hoyle. The teaching of Karl Barth. // Путь. - 1931. - № 26. - С. 127-129
  • Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века. // Путь. - 1931. - № 28. - С. 101-102
  • H.О. Лосский: Ценность и бытие. Y.M.С.A. Prеss 1931. // Путь. - 1931. - № 30. - С. 110-111
  • Heiler. Im Ringer um die Kirche. // Путь. - 1931. - № 31. - С. 89-91
  • О значении воображения в духовной жизни. // Путь. - 1932. - № 32. - С. 90-102
  • Типы мировоззрений Н. О. Лосского. // Путь. - 1932. - № 32. - С. 107-109
  • Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо? // Путь. - 1932. - № 33. - С. 76-77
  • Maritain. Le songe de Descartes 1932. // Путь. - 1932. - № 34. - С. 71-72
  • Facing a World Crisis (Report of World Committee of YMCA. 1932) // Путь. - 1932. - № 34. - С. 72-73
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. // Путь. - 1933. - № 37. - С. 36-60
  • E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch. // Путь. - 1934. - № 38. - С. 81-82
  • Кризис протестантизма в Германии. // Путь. - 1934. - № 42. - С. 56-67
  • Basil Mathews John R. Mott. World citizen. // Путь. - 1934. - № 43. - С. 82-83
  • Oecumenica. // Путь. - 1934. - № 44. - С. 75
  • Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
  • Памяти проф. Г. И. Челпанова. // Путь. - 1936. - № 50. - С. 53-56
  • Irenikon. // Путь. - 1937. - № 53. - С. 85-86
  • Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen. // Путь. - 1937. - № 54. - С. 76-77
  • Зло в человеке. // Путь. - 1938. - № 56. - С. 19-36
  • Вера и знание. // Православие в жизни. - 1953. - С. 27-53
  • Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
  • Наша эпоха. Париж, 1955.
  • На пороге зрелости. Париж, 1955.
  • Апологетика . Париж, 1957.
  • Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
  • Н. В. Гоголь. Париж, 1961.
  • Основы христианской философии . Франкфурт, 1961-1964. Т. 1-2.
  • Е. В. Спекторский // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С. 317-321
  • История русской философии. Париж, YMCA-PRESS, 1948. - 469 с.

Источники

  • Зеньковский В. В. Собрание сочинений. - Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957)