Отопление, канализация, водоснабжение

Печатный двор всем. Печатный двор

Появлению Печатного двора в Москве мы обязаны царю Ивану Васильевичу

В 1563 г. государь Иван Васильевич повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны". Так началась история Печатного двора в Москве. Заложен он был на Никольской улице близ Никольского монастыря с благословения митрополита Макария.
Было это время преобразований. В 1551 году был Стоглавый собор, после которого появился новый документ Стоглав. Он отражал новые ожидания от государственной и церковной жизни. В Стоглаве были приняты первые законодательные меры и правовые нормы, касающиеся "списателей" книг. В то время писание книг целиком возлагалось на церковь. Однако единства в книгописании не было, допускалось много ошибок. Стоглавом было велено "дозирать" по церквям, чтобы богослужебные книги были писаны с "добрых переводов". Неправленные книги продавать запрещалось.

Обеспечить единство текста могли только оттиски с одной печатной формы, не говоря уже о том, что оттисков этих можно было изготовить намного больше, чем могли дать переписчики, которых торопили. В Европе к тому времени уже 100 лет существовало книгопечатание. И создание на Руси типографии было еще и делом престижа перед Европой. Поэтому Иван IV стал помышлять "како бы изложити печатныя книги, якоже в Грекех, и в Венеции, и во Фригии".

Стали искать мастеров, сведущих в типографском искусстве. Датский король Христиан прислал к Ивану Грозному книжника с предложением перевести Библию на русский язык и напечатать ее в нескольких тысячах экземпляров. Платой за такую услугу было принятие Русью лютеранства. Очевидно, что посол вернулся ни с чем.

Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Иван Федоров, назначенный царским печатником, служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле, где проходил Стоглавый собор. Можно предположить, что будущий первопечатник входил в число людей, близких к митрополиту Макарию. Известно, что Федоров обучался в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Родом же был, вероятнее всего, из Москвы, так как называл себя "москвитином". Его друг и соратник Петр Мстиславец, очевидно, происходил из Мстиславля, в то время литовского города. Где оба обучались печатному делу, достоверно неизвестно. Можно только предполагать, что Иван Федоров, встречаясь с Максимом Греком, не только видел много книг, привезенных последним из Венеции, но был хорошо знаком с его сочинениями. Мстиславец же мог познакомиться с ремеслом с типографиях Литвы и обучить ему Ивана Федорова.
http://www.edu.ru/index.php?page_id=189

Типографию строили 10 лет. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота. 19 апреля 1563 года государевы печатники начали набирать первую книгу.

Печатный двор упоминается в записках Г. Штадена «О Москве Ивана Грозного», описавшего улицу, идущую от Никольских ворот, и друкарню (печатню) возле Судного двора и Цейхгауза. В 1570-х гг. Печатный двор переместился в Александровскую слободу, в 1587 возвратился в Москву на Никольскую улицу (д.15). В 1612 из-за пожара весь двор выгорел. И в 1620 году для него была построена двухэтажная каменная палата, куда перевезли 7 типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1625 под каменными палатами Печатного двора были устроены погреба для запасов книг и подземные ходы в Кремль. Пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора, новые каменные палаты строились в 1642-43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина. В 1644 подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором» были построены каменные ворота с башней в готическом стиле.

В XIX в. его постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, достраивались или переделывались в «русском стиле»: дворовая часть восточного корпуса (1871, архитектор М.Н. Чичагов); переделка палат у Китайгородской стены (1872-75, архитектор Н.А. Артлебен) - так называемый «Теремок» с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом, полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев);

И сейчас на территории бывшего Печатного двора можно увидеть палаты с шатровым крыльцом, появившимся здесь в конце XIX века (арх.Н.А.Артлебен).

Тогда же был надстроен третий этаж и оформлены торцевые стороны боковых корпусов (1890-е гг., архитектор С.С. Слуцкий).

Использованы материалы Яндекс-словаря и сайта Российское образование.

I Печа́тный двор

в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай-городе (в районе современной улицы 25 Октября). В 1564 на П. д. Иваном Федоровым (См. Фёдоров) и Петром Мстиславцем (См. Мстиславец) был напечатан «Апостол», в 1565 - «Часовник». После отъезда Федорова и Мстиславца из Москвы работу на П. д. продолжили Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев, выпустившие в 1568 «Псалтырь». После 1568 книгопечатание перешло в Александровскую слободу. В Москве печатание книг на П. д. возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый П. д. (действовал с 1614). В 1645 и 1679 П. д. был перестроен. В конце 17 в. на П. д. было издано более 500 различных книг, не считая отдельных грамот. Средний тираж книги был около 1200 экземпляров. Светских книг издавалось мало; из них следует отметить «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова (См. Бурцов-Протопопов) (1634), переводное «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» Иоганна Якоби фон Вальхаузена (1647), «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (См. Смотрицкий) (1648), «Уложение» (1649). В конце 17 в. П. д. стал называться типографией. В 1708 здесь была выпущена первая книга гражданской печати - «Геометрия». В 1712 часть станков П. д. была перевезена в Петербург. С 1721 по 1917 в зданиях П. д. находилась Синодальная типография.

Лит.: У истоков русского книгопечатания, М., 1959; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве, М., 1964.

В. А. Кучкин.

II Печа́тный двор («Печа́тный двор»)

имени А. М. Горького, производственно-техническое объединение. Находится в Ленинграде. Специализировано на выпуске большими тиражами политической, художественной, учебной и технической литературы. Основан в 1827 в Петербурге как Государственная типография для печатания правительственных распоряжений, сообщений, отчётов, официальных изданий. Рабочие типографии участвовали в революционном движении (бастовали в январе и сентябре 1905, в феврале 1917 взяли типографию в свои руки). После победы Октябрьской революции 1917 предприятие перешло на выпуск книжной продукции для народа. В 1919 коллектив выполнил почётное задание - отпечатал на многих европейских языках литературу для делегатов 1-го конгресса Коминтерна. Включившись в кампанию по ликвидации неграмотности, типография выпустила буквари и книги для чтения тиражами более 3 млн. экземпляров. В 1922 типографии присвоено название «Печатный двор», в 1936 - имя А. М. Горького. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 основные кадры эвакуированы в г. Пермь. Деятельность «П. д.» возобновилась в 1944, уже в 1947 довоенный уровень производства был превзойдён на 45 млн. листов-оттисков. В процессе восстановления было почти полностью обновлено оборудование печатных и переплётного цехов. В «П. д.» используется только способ высокой печати (См. Высокая печать). В 1968 завершена комплексная механизация основного производства. В 1973 выпуск продукции составил 1277 млн. листов-оттисков, что в 3,3 раза больше, чем в 1940. В послевоенный период массовым тиражом выпущены такие многотомные издания, как 2-е издание.

Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, Собр. соч. В. И. Ленина (4-е изд.) и Полное собр. соч. В. И. Ленина (5-е издание), Собр. соч. А. М. Горького и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Т. И. Михайлов.

  • - Москва. Печа́тный двор первая московская государственная типография. Основана в 1553 в Китай-городе...

    Москва (энциклопедия)

  • - часть станционной территории, на к-рой производятся операции по приему грузов от отправителей, погрузке в вагон, выгрузке из вагонов, выдаче получателям и хранению...

    Технический железнодорожный словарь

  • - в России 16-17 вв. назв. типографии. Первый П. д. в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария...

    Советская историческая энциклопедия

  • - первая русская типография. Основан ок. 1563 при поддержке царя Ивана IV и митрополита Макария...

    Русская энциклопедия

  • - см. Печатное...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. А. М. Горького, см. «Печатный двор»...
  • Большая Советская энциклопедия

  • - I Печа́тный двор в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай-городе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ двор - крупнейшая русская типография, основана в 16 в. Впервые упоминается в 1588...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Барыши с убытками на одних санях ездят. Без наклада барыш не живет. Ср. Барыши барышами, да ведь на торг они с убытками на одном полозу ездят. Даль. Новые картины русского быта. 18, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Барышъ съ накладомъ дворъ объ дворъ живутъ. Барыши съ убытками на однѣхъ саняхъ ѣздятъ. Безъ наклада барышъ не живетъ. Ср. Барыши барышами, да вѣдь на торгъ они съ убытками на одномъ полозу ѣздятъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....
  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Двор обо двор, и калитка во двор...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Счастье с несчастьем двор обо двор живут...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Призыв к терпению, надежде. ДП, 55, 117...

    Большой словарь русских поговорок

"Печатный двор" в книгах

Печатный станок

Из книги Леонардо да Винчи. Настоящая история гения автора Алферова Марианна Владимировна

Печатный станок Разумеется, все вы знаете, что печатный станок изобрел Иоганн Гуттенберг. В пятнадцатом веке многие города обзаводятся своими печатными дворами. Появились печатни и во Флоренции – как раз во времена Леонардо, около 1470 года.Но да Винчи не мог пройти мимо

Глава четвертая Московский Печатный двор

Из книги Иван Федоров автора Бас Израиль Львович

Глава четвертая Московский Печатный двор У кого же учились своему искусству первые русские книгопечатники? С тем же успехом можно было бы спросить, кто обучил мастерству первого портного, первого столяра и так далее.Назревшая необходимость сама вызвала к жизни печатное

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР. «АПОСТОЛ»

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР. «АПОСТОЛ» Пошло дело, как по бархату. Поговорка Иван Грозный почему-то не приказал разгромить типографию сразу после ссылки Сильвестра. То ли забыл, то ли был отвлечен другими делами. Какое-то время она еще продолжала работать, выпустив две книги под

МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

Из книги Повести автора Рубинштейн Лев Владимирович

МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР Петухи пропели на Москве-реке. Ударил колокол в Кремле, и отозвались колокола по всему городу.На кремлёвских стенах в последний раз прозвучала перекличка часовых:- Славен город Москва!- Славен город Орёл!- Славен город Новгород!- Славен

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле

Из книги автора

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии

2.3. ДВОР МАРГАРИТЫ И ДВОР ФРАНЦИИ

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Княжий двор и «двор теремный»

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Княжий двор и «двор теремный» Игорю в Киеве принадлежал «двор княж». Но здесь он, видимо, останавливался только во время наездов в город. Княжеский замок («двор теремный») находился за пределами Киева, «вне града». Эта постройка была необычным явлением для Восточной

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле

Из книги автора

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга

2.3. Двор Маргариты и двор Франции

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

13.1. МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - ЦЕНТР КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

13.1. МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - ЦЕНТР КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА Традиции, заложенные первопечатниками и успешно развивавшиеся их последователями, прервались бурными политическими и военными событиями, происходившими в Русском государстве в начале XVII века. Московские

Глава 4 ВТОРОЙ ДВОР, ИЛИ ДВОР ДИВАНА

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман

«Печатный двор»

БСЭ

Печатный двор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Ленинградский «Печатный двор»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

ОКНО ДИАЛОГА: Печатный двор

Из книги Журнал «Компьютерра» №42 от 15 ноября 2005 года автора Журнал «Компьютерра»

ОКНО ДИАЛОГА: Печатный двор Это в теории. Но жизнь расставляет свои акценты. Несмотря на то что технологически книжки Print-on-Demand сегодня мало в чем уступают своим офсетным собратьям, они никак со старыми технологиями не конкурируют, больших издателей не интересуют и

По адресу улица Никольская, 15 находится одно из самых исторически значимых мест города Москвы - бывшая Синодальная типография. Это и есть «колыбель» книгопечатного дела в России, возведенная на территории учрежденного еще во времена царствования Иоанна Грозного и служения митрополита Московского Макария Государева печатного двора.

По всей вероятности, книги начали печатать здесь начиная с 50-х годов XVI столетия, но авторами первой датированной на Руси книги стали дьякон церкви во имя Николы Гостунского, находившейся некогда в Кремле, Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславцев, вошедшие в историческую летопись как русские первопечатники.

Фото 1. Синодальная типография на месте старого печатного двора

Первая российская книга под названием «Апостол» была полностью закончена в 1564 году - 1 марта. Это случилось более, чем через 100 лет после того, как в Европе печатный экземпляр изготовил немецкий изобретатель и ювелир Иоганн Гутенберг (предположительно, в 1440-1444 годах).

В Смутное время - в 1611 году - Печатный двор на Никольской полностью выгорел, и был заново восстановлен лишь к 1620-му.

В 1703 году, переняв традиции западноевропейских государств, император Петр I повелел выпускать в России газеты, первая из которых и была выпущена опять на Печатном дворе города Москвы.

В 1722 году местную типографию передали в ведение Святейшего Синода, и вплоть до революции 1917 года здесь находилась синодальная типография, оснащенная на тот момент самым совершенным в России печатным оборудованием. Здесь имелись уникальные и ценные наборы шрифтов, среди которых были даже коптский и сирийский.

Архитектурный ансамбль Синодальной типографии на Никольской

Еще в 1642 году, во времена царствования самодержца Михаила Федоровича, на Печатном дворе возвели каменные палаты, с устроенными башней и въездными воротами, выходившими на современную Никольскую, 15. Проект и надзор за строительством выполнили зодчие Кристофер Галлоуэй и Трефил Шарутин.

К сожалению, уже в 1773 году непосредственно в башне, украшенной фигурами льва и единорога, появились трещины. Реставрацию провести было невозможно из-за ветхости этого сооружения, и в 1810 году было принято решение о демонтаже всего здания.

Новый проект строения для Синодальной типографии исполнил архитектор Иван Львович Мироновский. Здание было выстроено в причудливом готическом стиле, который считался модным в годы правления Александра I и называвшийся в те времена древнерусским.

Война 1812 года внесла свои коррективы, и объект был полностью закончен лишь в 1814 году. В память о прежнем строении, на новое перенесли снятые с него фигуры льва и единорога, которые на Руси символизировали собой верховную власть. Кроме этого, на фасаде были установлены таблички, на которых указывались имена царей, при которых и были построены первое и последующее здания.

Фасадную часть строения по Никольской, 15 украшают стрельчатые окна и башенки, исполненные в готическом стиле. Кроме этого, великолепия прибавляют и изумительно исполненные витые колонки, украшенные замысловатым орнаментом.

На фронтоне здания изначально был установлен барельеф двуглавого орла, который в годы советской власти заменили на изображение герба СССР. Кроме этого, на стенах до настоящего времени находятся два интересных «механизма» - солнечные часы.

Самым древним зданием комплекса Синодальной типографии является Правильная палата, напоминающая своим видом некий теремок. Археолог Александр Григорьевич Векслер на основе своих исследований утверждает, что подземный этаж сооружения являлся некогда основой возведенного еще в конце пятнадцатого столетия гражданского строения.

Теремок впервые отреставрировали в период с 1872 по 1875 годы по проекту архитектора Николая Андреевича Артлебена. Тогда же к зданию было пристроено крыльцо, а завершению придали стилистический образ, присущий русской архитектуре конца XVII века. Роспись внутренних помещений провели палехские мастера.

История Правильной палаты связана с именем императора Александра II, который посетил это места сразу после завершения реставрационных работ в 1875 году.

В начале XX столетия в комплексе зданий на Никольской улице, 15 открыли «Музей печатного дела в России». После прихода к власти большевиков на этой территории разместили Гознак, а затем и государственные архивные учреждения. В 30-х годах прошлого века в этих стенах начал работать Историко-архивный институт, который в 1991 году сменил РГГУ.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Самое необычное здание не только на Никольской, но, наверно, и во всей Москве - комплекс Синодальной типографии. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор. Скорее всего, книги тут печатали еще в 1550-х годах. Первым бесспорным автором датированной книги был Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга «Апостол» была выпущена в свет 1 марта 1564 года, через 120 лет после Гутенберга.

В смуту 1611 года печатный двор сгорел, к 1620 отстроен заново и интенсивно работал весь 17 и 18 век, выпуская богослужебные книги и учебники. В 1703 году по указу Петра I в типографии печатного двора вышла первая газета, положившая начало русской периодической печати. В 1722 году типографию передали созданному тогда Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших и хорошо оборудованных в России. В типографии был уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.

В 1642 году, во времена царя Михаила Федоровича, Трефил Шарутин и Кристофер Галлоуэй построили новые каменные палаты с башней и воротами на Никольскую. Ворота украшали лев и единорог. В 1773 году в башне появилась трещина, а в 1810 двор пришлось разобрать из-за ветхости.

Проект нового здания Синодальной типографии поручили архитектору И.Л. Мироновскому. Он построил здание причудливом и модном во времена Александра I готическом стиле, считавшемся тогда древнерусским. Из-за войны с Наполеоном стройка была закончена только в 1814 году. Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога: они символизировали власть. Две таблички по бокам на фасаде центрального ризалита здания гласят, что первое здание типографии было построено при первом царе из дома Романовых, а второе при Александре I . Фасад украшен стрельчатыми готическими окнами и башенками, витыми колонками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР. На фасаде целых двое солнечных часов.

Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах искусно реставрировал архитектор Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле 17 века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году правильную палату посетил Александр II . В начале 20 века там был музей печатного дела в России.

После революции тут был Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 РГГУ.