Отопление, канализация, водоснабжение

Сын купидона. История и этнология

April 5th, 2012

Аполлон Бельведерский, ок. 330—320 до н. э. - знаменитая мраморная скульптура классической древности. Она была заново открыта для человечества в XV веке, в эпоху Возрождения. И теперь в европейской цивилизации считается одной из величайших древних скульптур.
Мрамор. Высота: 2,24 м
Музей Пия-Климента, Ватикан

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)

Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся.

(деталь) Существует другая реплика прославленной статуи — голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария.

Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

На протяжении веков она служила эталоном совершенства для многих скульпторов.

Наполеон Бонапарт возле статуи "Аполлона Бельведерского" , которую он привез из своего первого похода в Италию в 1797 году.

Валерий Иванович Якоби (1834 — 1902) Инаугурация в Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года.

А. Иванов.Вторая половина 1830-х - 1840-е
Голова Христа (три варианта). Гипсовые головы Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской, Лаокоона и маска, обобщающая предыдущие три типа, в повороте головы Христа. Этюд для картины "Явление Христа народу".

Копия статуи в парке Версаля.
Иоганн Винкельман, автор первой научной «Истории искусства древности», писал: «Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися от древности.
Аполлон этот превосходит все другие статуи с тем же сюжетом настолько, насколько Аполлон Гомера выше и прекраснее Аполлона последующих поэтов..."

Многих интересует вопрос, как зовут бога любви у римлян, поскольку существует много разных версий. На самом деле Амур, Купидон, Эрос и Эрот это все одно божество, которое известно не только в римской культуре, но и по всему миру. Его изображения используются в различной сувенирной продукции, которая особенно популярна в День Влюбленных. Амур является символом неотвратимой и страсти. С латинского языка его имя переводится, как «вожделение».

История бога любви в древнеримской мифологии

Амур – сын Венеры и Вулкана. Хотя в некоторых источниках есть и другая информация, согласно которой этот бог появился из золотого или серебряного яйца. Представляли бога любви юношей или ребенком с копной золотых волос. На спине у него находились крылья, которые позволяли поражать свои цели с любого удобного места. Всегда с собой бог Амур носил лук и золотые стрелы, которые поражали сердца людей. Людям, которые отказывались от собственных чувств, бог любви заставлял страдать. Что интересно, стрелы не только посылали, а и убивали чувства. Иногда Амура изображали с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора. Есть информация, что именно отсюда пошло выражение – «любовь слепа».

Купидон был помощником Афродиты, и только он пользовался настоящим божественным поклонением. Стрелам бога любви в римской мифологии не могли противостоять не только обычные люди, но и боги. Сам Зевс признал, что любовь является непобедимой силой. Почитали Купидона не только, как бога влюбленных, но и как покровителя мужской дружбы. В учебных заведениях его часто помещали между статуями Гермеса и Геракла. Приносили ему жертвы перед битвой, чтобы сплотиться и подкрепить верность друг к другу.

Миф об Амуре и Психее

Венера завидовала неземной красоте Психеи, которая была смертной. Она приказала сыну, чтобы он ее наказал. Вместо этого, увидев красавицу, бог любви Амур сделал ее своей женой. Поскольку смертные не могли смотреть на богов, девушка даже не знала, как именно выглядит ее супруг. Все было хорошо до тех пор, пока сестры Психеи не уговорили ее проследить за Купидоном и посмотреть на него. Это разозлило бога, и он бросил ее, забрав с собой все блага созданные для любимой. Девушка долгое время страдала и решилась пойти в храм Венеры и обратиться к матери возлюбленного. Богиня сказала, что расскажет о Купидоне, но только после того, как Психея пройдет многочисленные испытания. Девушка решили во что бы то не стало доказать свою любовь, поэтому приняла предложение. Последняя задача заключалась в том, чтобы доставить Ящик Пандоры в преисподнюю. Было важное условие – не открывать его. Любопытство все-таки победило, и из Ящика Пандоры вырвался мертвый сон, и Психея погибла. Купидон нашел возлюбленную и вернул ее к жизни. Силой этой пары восхищались не только люди, но и боги.

Бог любви у римлян в искусстве

Как уже было сказано, образ Амура используется в изготовлении различных сувениров, причем они могут отличаться действиями и внешним видом бога. В общем, каждое из воплощений имеет определенный смысл, который следует знать и учитывать. Амур может быть представлен в таких образах:

  1. С пылающим сердцем в руках – это знак любви, а сердце горит от чувств к объекту обожания.
  2. С рукой закрывающей огонь факела – это указание, что если пренебрежительно относиться к чувствам другого человека, то любовь может исчезнуть.
  3. Ударяющим по сердцу молотом – это символ того, что стоит умерить свой пыл и все делать осмысленно.
  4. С удочкой в руках – это указание на то, что человек часто проглатывает любовную приманку, и оказывается пойманным, а это приносит много проблем и огорчений.

«Эмма спрятала скрипичный футляр в саркофаге. Саркофаг был гораздо выше Эммы - Джимми даже пришлось подсадить сестру, чтобы она могла дотянуться. Это был древнеримский мраморный саркофаг с красивой резьбой и без крышки.» («Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире», Э.Конигсбург).Саркофаг подарил Абдулла Деббас - американский вице-консул, который понятия не имел, что в Нью-Йорке открывается музей, но непременно хотел подарить сокровище Америке. Шестнадцать огромных быков тащили находку к ближайшему порту, чтобы оттуда отправить морем в Новый Свет.

Задняя стенка и крышка, покрытая листовидным узором, остались не завершенными. Надпись на пластине отсутствует, отсюда можно предположить, что саркофаг так и не был продан. Переднюю стенку украшает гирлянда из дубовых листьев, которую поддерживают два эрота и богини победы Виктории на углах. Справа и слева над гирляндами - головы Медуз.

Вдоль нижней части крышки шесть эротов охотятся на диких зверей, два эрота украшают углы крышки.

Cаркофаг с гирляндами и сценами мифа о Тесее и Ариадне


Выполнен из лунскийского и пентелийского мрамора. 130—150 гг. н. э. Приобретен музеем по подписке в 1890 г.

Декор крышки выполнен низким, детально проработанным рельефом. На нем изображены крылатые эроты, правящие колесницами, в которые запряжены животные, символизирующие четыре времени года: медведи - весну, львы - лето, быки - осень, кабаны - зиму.

На фронтальном рельефе саркофага четыре эрота держат гирлянды, соответствующие временам года, в которые вплетены цветы, колосья злаков, грозди винограда, плоды граната и листья лавра.
Над гирляндами расположены три эпизода мифа о греческом герое Тесее. С помощью критской принцессы Ариадны Тесею удалось убить Минотавра - чудовищного полу-человека полу-быка, заключенного в лабиринте, где он пожирал афинских юношей и девушек, ежегодно приносимых ему в жертву.


Ариадна вручает Тесею у входа в лабиринт путеводную нить;


Тесей убивает Минотавра;


Тесей покидает спящую Ариадну на острове Наксос, где впоследствии ее пробудит Дионис и сделает своей бессмертной супругой.

Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами. Выполнен из мрамора. Третья четверть III в. н. э. Поступил из фонда Роджерс в 1910 г.
Первоначально Сирены были символами загробных духов — недаром их называли также "Музами загробного мира". Об этой их функции напоминают изображения Сирен на надгробных памятниках и саркофагах. Один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в «Описании Эллады» Павсания (II век н. э.): «история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен… и сделали себе короны из них»

На левом крае рельефа можно видеть Зевса, Афину и Геру, которые судят состязание между музами и сиренами. Музы, олицетворяющие вершины интеллекта и искусств, одерживают верх над сиренами - полуженщинами-полуптицами, своими чарующими песнями доводившими мужчин до гибели.

Рисунок саркофага был заказан Кассиано доль Поццо (1588 - 1657), одним из известнейших покровителей искусства и учености в Риме во второй половине 17 в. Кассиано доль Поццо принадлежал к группе высокообразованных итальянских аристократов, серьёзно занимавшихся собиранием культурных, исторических и художественных памятников как античного прошлого, так и современности, к учёным, издателям, антикварам и библиофилам. Вместе со своим братом Карло Андреа дал Поццо он подготовил и обработал собрание документов и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима. В течение 40 лет учёный занимался этим проектом, заказывая также художникам зарисовки и эскизы сохранившихся древнеримских и раннехристианских реликвий.

В те времена саркофаг принадлежал семейству дель Неро, которые, по-видимому, превратили его в сундук. На передней панели осталась замочная скважина, а на боковых поверхностях - гербы семейства с изображением вздыбленного пса.



Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).


Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).

Cаркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе. Mрамор. Начало III в. н. э.
Украшенные рельефами со всех сторон, овальные саркофаги-леносы (овальнй чан-давильни для винограда) должны были стоять в центре погребального пространства, но как было на самом деле - неизвестно...В Метрополитен-музее находится саркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе. Саркофаг был обнаружен в нетронутом виде и в превосходном состоянии в 1825 г. в погребальной камере в Остии. Вскоре он был приобретен закупочной комиссией прусского короля и вывезен в Германию. Считалось, что он был уничтожен пожаром в Варвикском замке в 1871 г.; Carl Robert включил его в свой свод саркофагов как утраченный и известный только по старым гравюрам. Саркофаг появился на рынке произведений искусства в Лондоне в 1913 г. Поступил в коллекцию музея Метрополитен в 1947 г.

Эндимион был охотником либо пастухом на горе Латмус в Карии. Его красота привлекла к себе внимание Селены, богини Луны, когда та пересекала небо на своей колеснице. Пожелав сделать его своим возлюбленным, она достигла своего после того, как Эндимион был погружен в вечный сон. На этом саркофаге показан момент, когда Селена приближается к Эндимиону, чтобы овладеть им. Он лежит обнаженный, чуть откинувшись вправо, одежда обычна для охотника, правая рука закинута за голову — типичная поза, в которой изображался спящий человек в греческом искусстве. Селена спускается с небесной колесницы на Землю, поводья держит женская фигура в коротком платье. Другая женская фигура, с приятным лицом, напоминающим лицо самой Селены, склонилась над Эндимионом. В ее руке стебель с маковыми головками, она льет на юношу снадобье, являясь, по-видимому, олицетворением вечного сна.


Фронтальный рельеф.

Цель и смысл изображения римлянами мифа об Эндимионе на саркофагах II—III вв. н. э. вызывает множество споров. Уместность этой темы для погребального памятника очевидна, поскольку по своей чистой сути он представляет собой иллюстрацию исчезновения барьеров между божеством и смертным, а также преподносит любовь и сон как альтернативу смерти. Как в греческом языке, так и в латыни выражение «спать сном Эндимиона» служило идиомой глубокого долгого сна, дословным или метафорическим обозначением смерти, и семья покойного вполне могла воспринимать его уход из жизни в таких терминах. Если выбор саркофага был обусловлен подобными соображениями, то пол покойного, похоже, не имел значения, поскольку в саркофагах с мифом о Селене и Эндимионе погребали как женщин, так и мужчин, равно как супружеские пары и детей.

Скульпторы, работавшие в мастерских Рима и его окрестностей, изготовляли саркофаги с мифом об Эндимионе на протяжении более пяти поколений, со 130-х годов по IV в. н. э., даже в самых поздних образцах демонстрируя понимание сюжета, а не простое воспроизведение образца. На саркофаге из музея Метрополитен, изготовленном приблизительно в 160 г., подчеркнут пасторальный фон сцены. Движение Селены оказывается самым значительным. Одежда под порывами ветра обтягивает ее ноги, хитон приподнимается, накидка развевается над головой, образует полумесяц, персонифицируя Селену как Луну. Сходя с колесницы, она ставит свою ногу между скрещенных ног Эндимиона.

Саркофаг несет на себе густонаселенную сцену, полную движения, драматичности и эротизма. Нога лошади физически выступает из рельефа и находится спереди от женской фигуры, держащей поводья, а персонификация Земли, лежащая у ног лошади женская фигура со змейкой в руке, расположила свой локоть буквально рядом с ногой сидящего пастуха. Сцена насыщена движением: лошади оборачиваются, женщина с поводьями устремляется вперед, и при этом смотрит назад, пастух наклоняется, чтобы приласкать собаку. Колесо повозки, идеальный круг, находится точно в середине основания композиции и служит осью, вокруг которой происходит движение.

Стайка купидонов, разлетающихся в стороны от Селены, заполняет окружающее ее пространство предчувствием любви и освещает ее путь факелами, как освещали путь новобрачным на римских свадьбах. Селена изображена так, как это было принято в греко-римском эротическом искусстве, с обнаженной правой грудью, а оставленная малая часть одеяния Эндимиона усиливает чувственность его фигуры. Поза, в которой он лежит, типична для изображений на саркофагах, однако она не встречается в полнообъемной скульптуре, и непригодна для сна. Возможно, художник развернул тело в сторону зрителя, чтобы тот разделил с Селеной наслаждение от этого зрелища.

Остальные фигуры олицетворяют природные явления и дополняют обстановку. По краям панелей изображены купидоны с фруктами и животными — атрибутами времен года, — олицетворяющие плодородие и изобилие Земли. Гелиос-Солнце правит своей колесницей, запряженной четверкой лошадей, которая летит над персонификацией Океана, а в левой части Селена движется на своей колеснице над персонификацией Земли. Словно преследуя друг друга, они символизируют движение космоса и течение времени в мифе.


Правый торцовый рельеф.


Левый торцовый рельеф.

Помимо основной сцены - мифе о Селене и Эндимионе - саркофаг украшен еще несколькими; все они имеют отношение к любви.


Фриз крышки.

На одной из десяти панелей фриза крышки, расположенной слева от надписи, изображена заключительная часть романтической встречи Селены и Эндимиона: они сидят на скале; Эндимион расположился спиной к Селене, а та пытается повернуть его лицо к себе, возможно, чтобы поцеловать его. На римских саркофагах такой сюжет более нигде не встречается; Sichtermann показал, что источником его послужили изображения Венеры и ее смертного любовника Адониса, раненого и умирающего у нее на руках. И в том, и в другом случае отвергающим жестом юноша, возможно, подчеркивает различие между богами и смертными, а жест богини, наоборот, служит попыткой стереть это различие.

На другой панели крышки изображены Купидон и Психея - сюжет, визуально сравнимый с предыдущим, но по сути ему противоположный. Психея касается подбородка Купидона, который отворачивается от нее, но здесь он - бог, а она - смертная. Наиболее полная версия мифа относится ко второму веку и содержится в Метаморфозах Апулея, где старуха рассказывает эту историю чтобы успокоить девочку, проснувшуюся от дурного сновидения. В отличие от мифов об Эндимионе и Адонисе с их неоднозначными концовками, миф о Психее имеет счастливый конец: боги пробуждают ее от магического сна и делают вечной невестой Купидона.

Купидон и Психея появляются вновь под левой львиной протомой (изображение передней части тела животного или мифологического существа); они обнимаются, видимо, преодолев разногласия, имевшиеся в верхней сцене.

Венере посвящены три другие панели на крышке: в одной она полуобнажена и стоит в окружении купидонов, держа в руке яблоко; в следующей (справа) сцене она полностью обнажена и сидит на скале рядом с деревом, а вокруг порхают купидоны.

Протагонист этих сюжетов изображен на отдельной панели в левой части крышки: обнаженный, в шлеме, с копьем и мечом, он смотрит в сторону двух образов Венеры. Можно предположить, что это Марс, которого в римском искусстве часто изображали любовником богини. Прочие фигуры олицетворяют явления природы и формируют обстановку, в которой развиваются сюжеты. На крайних панелях крышки изображены мужские фигуры на фоне пейзажа, которые служат продолжением пасторальных сцен главного рельефа и являются персонификациями места (возможно, горы Латмос), где, согласно мифу, жил Эндимион. На соседних с ними панелях можно видеть купидонов с фруктами и животными - атрибутами Времен года или Диониса, бога виноделия.

Эти декорации находят продолжение на тыльном рельефе саркофага, где между деревьев пасутся лошади и прочий скот, а мужские и женские фигуры лежат в расслабленных позах. И, хотя после того как саркофаг помещали в гробницу, задняя стенка, могла оказаться скрытой от глаз зрителей, ее картина выражала общее идиллически-романтическое настроение главных рельефов.

Саркофаг представляет особый интерес, поскольку он несет надпись, позволяющую установить личности как покойной, так и заказчика. На крышке можно видеть портрет покойной с прической, вошедшей в моду благодаря императрице Юлии Домне. Рядом с портретом расположена надпись: ANINIA HILARA / CL * ARRIAE MARI / * INCONPARABILE / FECIT * VIXIT * / ANN * L * MEN / * X. Перевод надписи: «Аниния Илара сделала (этот саркофаг) своей несравненной матери Клавдии Аррии, прожившей 50 лет и 10 месяцев».
Бюстовый портрет Клавдии Аррии смотрится как будто помещенным в окно, что делает ее зрительницей, наблюдающей за вымышленными любовными историями; строгое выражение ее лица не исключает ее интереса к представлению. Без сомнения, заказчица, ее дочь Аниния Илара выбирала этот саркофаг из нескольких экземпляров с разными сюжетами. Стандартные жест и одеяние Клавдии Аррии, а также отметины резца вокруг ее головы свидетельствуют о том, что ее портрет был высечен из заранее оставленной грубой заготовки. На то, что саркофаг был специально выбран, указывает то обстоятельство, что портрет покойной был завершен; на нескольких подобных саркофагах заготовки для портретов остались необработанными.
Ничто не свидетельствует о том, к какому классу общества принадлежали эти женщины; можно лишь утверждать, что роскошный саркофаг стоил Анинии Иларе большей части ее состояния. Источник ее дохода остался неизвестным, и она не упоминается в других надписях из Остии, за исключением одной, в которой некая вольноотпущенница названа только по имени «Aninia»: это скромная траурная плитка от супруга и хозяина. То, что в надписи на саркофаге матери она указана как единственная заказчица памятника, свидетельствует, что супруг Клавдии Аррии умер раньше нее, или что Аниния Илара была ее единственной наследницей, или что у дочери имелись какие-то причины действовать в одиночку.


Фриз крышки: надпись и портрет покойной.

Саркофаг с портретом умершего в медальоне, поддерживаемом летящими эротами. Мрамор. Ок. 190—200 гг. н. э.
Дар Джозефа Ноубла,1956 г.
Центральный портрет внутри медальона держат два летящих эрота. Внизу изображены полулежащими Земля, держащая рог изобилия, и Океан.

Портрет солдата в военном плаще помещен внутри круглой рамки или щита, отсюда его название «щитовой портрет».

По краям саркофага Купидон и Психея.

Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг». Белый мрамор. 260—270 гг. н. э. Предположительно, из Рима. Был приобретен третьим герцогом Бофорт у кардинала Джулио Альберони. С 1727 г. находился в Бадминтон-хаусе, резиденции герцогов Бофорт (Глостершир). В 1955 г. был приобретен Фондом Джозефа Пулитцера и передан в дар музею Метрополитен.

На трех сторонах этого крупного овального саркофага можно насчитать сорок фигур людей и животных, самые высокие из которых изображены в половину натурального размера. Высота рельефа местами достигает 12.7 см, большая часть его почти полностью выступает над плоскостью. Фигуры выполнены в двух контрастирующих масштабах: крупные и миниатюрные. Первые характеризуются сглаженным мышечным рельефом и занимают большие участки, миниатюрные фигуры, драпировки и предметы обстановки группируются вокруг крупных фигур, заполняя всю поверхность. Баланс между группами и направления множества взглядов спланированы столь умело, что многофигурная композиция вызывает ощущение единства и покоя.

Все существа на рельефе собрались вместе, чтобы восславить своего бога, Диониса, и щедрость природы. Бог располагается в центре, окруженный по сторонам Временами года.

Рельеф читается следующим образом: Дионис сидит на львице (с хвостом с кисточкой), которую иногда описывают как пантеру, с тирсом (деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, сделан из стебля гигантского фенхеля, увенчанный шишкой пинии) в одной руке и глубоким кувшином в другой. Его украшает гирлянда из винограда; через плечо перекинута козлиная шкура с головой и копытами, хотя по традиции его культа это должна быть шкура молодого оленя. У его ног лежат атрибуты мистерий, такие как корзинка со змеей, прикрытая крышкой. Его окружают сатир, менада и Пан. Сатир (видно только его лицо в профиль) держит в руках бубен и посох. Менада, одетая в козлиную шкуру, играет на кимвалах (парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок). Пан держит на плече бурдюк с вином, а в руке рог, который наполняет из своей чаши Дионис.

Четыре времени года представлены крылатыми юношами. Весна изображена с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями, серпом (сломан) и венком из колосьев; Справа от Весны - Бог Океан, полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина;


Справа от Диониса - Осень — с корзинкой, полной фиг и с ветвью фигового дерева в руке; Зима — с парой уток, водным растением и связкой камышей.

Бог Реки, бородатый и с козлиными рожками, держит рог изобилия и водное растение. С краю от бога Реки, в конце овального закругления, стоят два крылатых юноши, один из них с уткой и полной чашей, другой — с фруктовой корзинкой и ветвью.

На правой торцовой стороне, также в полулежащей позе, располагается Теллус, богиня Земли, в ее руке - также рог изобилия. Рядом с Землей стоят два сатира. Один из них свернул из козлиной шкуры мешок для фруктов, второй же, вытянув шею по-утиному, держит корзинку и посох. Рядом с ним пантера охраняет корзину. И Телус, и Океан, и юноши, представляющие времена года, вместе с богом дают урожай, способствуют сбору винограда и превращают воду в вино.

Миниатюрные фигуры, заполняющие пустые места в композиции, включают около дюжины небольших существ, ведущих себя как эроты, ласкающие или дразнящие животных, музицирующие, выпрашивающие фрукты или ворующие их. У некоторых из них тела вполне взрослые, с развитой мускулатурой, лица несколько поросячьего вида, у них нет крыльев, у одного имеется хвост, другой перекинул через руку козлиную шкуру. Иными словами, одни из них представляют собой миниатюрных взрослых сатиров, другие же напоминают эротов. Они протискиваются между ногами крупных фигур или устраиваются между их головами везде, где есть свободное место. Они отличаются от своих крупных сородичей не только размером, но и поведением.

По сравнению с юными Временами года, мягкие и задумчивые взгляды которых устремлены вдаль, эроты пронырливы, энергичны и полны решимости. Их активность дополняет общую тему, как неугомонность юных певчих в большом хоре. Персонажей обоих типов объединяет общее свойство — отсутствие смущения, что в наше время чаще можно встретить у животных, чем у людей, утративших врожденную естественность. Все они вовлечены в одно занятие — празднование мистерии чередования времен года.

В самом низу, на земле можно видеть миниатюрных взрослых животных — быков со свисающими складками шеи, собаку, двух оленей, утку и кабана. Крышка саркофага не сохранилась, а потому идентифицировать его владельца по надписи невозможно. Задняя стенка саркофага, не несущая рельефа, была обращена к стене гробницы; верхняя ее часть осталась необработанной, сохранив тот вид, какой она имела, когда поступила из каменоломни; нижняя часть была стесана и сглажена, видимо, соответственно форме стены гробницы. На ней имеются многочисленные круги, нанесенные циркулем в античные времена: некоторые концентрические, другие — пересекающиеся: они расположены в случайном порядке и предназначение их неясно. Возможно, их использовали для выравнивания.

Этот превосходный саркофаг с изображениями Времен года был привезен в Англию в начале XVIII века и до недавнего времени не пользовался вниманием археологов. Его полная фотография была опубликована в 1942 г. сэром Осборном Ситвеллом, исследовавшим комнату монументов Бадминтон-хауса в Глостершире и впервые описавшим саркофаг. Саркофаг являлся частью крупной коллекции, приобретенной третьим герцогом Бофорт в его большом турне 1726—1729 гг., предположительно, в Риме, при содействии кардиналов Альбани и Альберони. Молодой герцог распорядился установить его в большом зале Бадминтон-хауса, где он оставался в собственности герцогов Бофорт до недавнего перемещения его в музей Метрополитен; декоративная обстановка для саркофага была создана Уильямом Кентом. На тыльной стенке имеется надпись «1733 hic pos». Предположительно, в это время рельеф был очищен от инкрустации, которая до сих пор покрывает тыльную сторону и основание саркофага. Носы некоторых фигур, отломанные в античные времена, были восстановлены, одни из мрамора, другие из гипса. Последние были удалены после того как саркофаг поступил в музей. Молодому герцогу саркофаг был представлен как «купальня Августа», и вполне возможно, этой легенде мы обязаны утратой крышки с эпитафией, которая была явно лишним для ванны предметом.


Бадминтон-хауз. Бадминтон, графство Глостершир, Великобритания. (около 1740 г.)

КУПИДОН

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) - бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Эрот и Психея

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
- Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
- По Алкею, сын Зефира и Ириды.
- По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
- По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
- По Акусилаю, сын Эреба и Нюкты.
- По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
- По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
- По Пармениду, создание Афродиты.
- По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
- По Павсанию, сын Илифии.
- У Платона - сын Пороса и Пении.
- Сын Хаоса.
- По некоей версии, сын Геи.
- Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Согласно речи Котты, их было три:
- Сын Гермеса и первой Артемиды.
- Сын Гермеса и второй Афродиты.
- Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
- Согласно Нонну, родился у города Берои.

Эрот - мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее сострелами любви или пылающим факелом. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критянеобыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

В искусстве

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

В астрономии

В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон (англ.) русск., открытый в 1913 году.

Купидон (франц. Cupidon, от лат. Cupido; Cupiditas - "страсть, влечение, томление") - в древнеримской мифологии - божество любовной страсти, безудержного желания. Этим он отличается от более сдержанного Амура. Купидон - воплощение эротики, его спутник - Йокус, олицетворениенизменной страсти. Амур стремится соединить влюбленных, он не терпит одиночества и отсутствия любви. В средневековом искусстве изображение Купидона, спящего на потухшем факеле любви, символизировало сладострастие, приводящее к пресыщенности. Позднее значение этих персонажей - Амура, Купидона, Эрота и Антэрота - нивелировалось, что искажало и запутывало содержание мифологических сюжетов.
В честь бога любви назван спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.

АМУР


Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Амур (франц. Amour от лат. Amor - "любовь") - в древнеримской мифологии - бог любви. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной.
Амур был сыном Венеры и Марса.
Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца.

"Амурчиками" часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частностиалександрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название: путти, или путто (итал. putto - "младенец").
Позднейшее французское название амура - купидон .

С эротической культурой связано также слово "амуре́тт" (франц. Amourette - "легкая, мимолетная любовь"). Но термином "амуретт" именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. "Аморетто" (итал. Amoretto) - "маленький купидон".
В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: "Амур (Купидон) и Психея" (ок. 150 г. н. э.; см. Психея).


Амур и Психея. Антонио Канова, 1786-93 г. Париж

Еще одна, итальянская, персонификация этого божества - Амор (от итал. Amore - "любовь"). В представлении итальянских поэтов XIII-XIV вв. Амор - это "молодой сеньор светского обхождения".

"Стрелы Амура" (франц. "flèches d’Amour") - название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста.
С образом Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге "Избранные эмблемы и символы" («Emblemata et Symbola Selecta"), изданной И. Камерарио в 1668 г. в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России.


Амур с пылающим сердцем в руке - символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.


Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, - если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть.

Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, - необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями.

Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, - одного правильно выбранного сердца вполне достаточно.

Амур, удящий рыбу, - проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности.
Амур с завязанным ртом - символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой.
Амур, ухаживающий за деревом, - необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды.
Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, - ради любви к другому мы должны жертвовать всем.
Амур, плачущий у надгробия, - у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают.
Амур, льющий воду на пылающее сердце, - истинную любовь ничем не погасить.
Амур с луком, но без стрел, - я позаимствую стрелы у глаз прекрасной.
Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, - не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть.
Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, - подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует.

Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Цитата сообщения Alexandra-Victoria

Бог Любви - Эрот (Амур, Купидон)... Рене Менар "Мифы древней Греции в искусстве" (часть-1)

"Люблю", - сказал я не любя - Вдруг прилетел Амур крылатый И руку взявши, как вожатый, Меня повлек вослед тебя...

В мир пришла Любовь...

Рождение бога Эрота (Купидона)

Наведите курсор, чтобы увидеть название



Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...




Культ Эрота, бога любви, существовал уже в глубокой древности у греков. Эрота считали одним из старейших богов. Бог Эрот (в римской мифологии — бог Купидон) олицетворяет ту могущественную силу, которая влечет одно живое существо к другому и благодаря которой рождается все живущее и продолжается род человеческий.


Эрот не только бог любви между различными полами, но Эрот и бог дружбы между мужчинами и юношами. Во многих греческих мужских гимнасиях (школах борцов) изображение бога Эрота (Купидона) стояло рядом со статуями бога Гермеса (Меркурия) и полубога Геракла (Геркулеса).




Амур, стреляющий из лука, 1761, Санкт-Петербург, Павловский Дворец (Шарль-Андре ван Лоо)

Существовало множество вариантов происхождения Эроса:

У Гесиода — одна из четырёх первых космогонических потенций(по А. Ф. Лосеву наряду с Хаосом, Геей и Тартаром: «между вечными всеми богами прекраснейший — Эрот. Сладкоистомный, у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» («Теогония», 120—122)(в переводе В. В. Вересаева).
По Алкею, сын Зефира и Ириды.
По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
По Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида — дети Эреба и Нюкты, в свою очередь происшедших от Хаоса.

По орфической космогонии, родился из яйца, снесённого Ночью или сотворённого Хроносом. Именуется великим даймоном.
Вслед за орфиками пифагорейцы считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эросом и Психеей.
По Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса: создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум.
По Пармениду — создание Афродиты, в своей космогонии он пишет, что она сотворила его «первым из всех богов».


Портрет И.Я. Якимова - незаконного сына Н.П. Шереметьева в костюме Амура. ГРМ 1790

По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
По Павсанию, сын Илифии.
У Платона — сын Пороса-богатства и Пении-бедности («Пир» 203b, далее - по Диотиме), почему его двойственная природа предназначает его - быть медиумом, посредником для людей в стремлении к благу и для богов в нисхождении к людям.
Сын Хаоса.
По некоей версии, сын Геи.
Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
По Эврею,сын Гефеста и Афродиты.
Согласно речи Котты, их было три:

Сын Гермеса и первой Артемиды.
Сын Гермеса и второй Афродиты.
Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
Согласно Нонну, родился у города Берои

Согласно мифам древней Греции, происхождение бога Эрота неизвестно, и никто не знает, кто его отец, но позднеантичные поэты и художники стали признавать богиню Афродиту (Венеру) и бога Ареса (Марса) за родителей бога Эрота.







Рождение бога Эрота-Купидона

Рождение бога Эрота-Купидона [в русской традиции этот античный бог называется также Амур] послужило сюжетом для многих картин. Из них одной из лучших считается картина Лезюэра, изображающая богиню Венеру, окруженную тремя Грациями. Одна из Граций подает Венере прелестного ребенка — бога Купидона.



Бог Эрот всегда изображался под видом мальчика, едва достигшего юношеского возраста. Богиня Афродита (Венера), видя, что ее сын почти не растет, спросила у богини Фетиды, какая тому причина. Фетида ответила, что ребенок Эрот вырастет, когда у него будет товарищ, который будет его любить.


Эрос и Антерос



Эрос и Антерос

Афродита тогда дала Эроту в товарищи Антэрота (в переводе с древнегреческого языка — «разделенная, взаимная любовь»).
Антерос (Антерот, Антэрот, др.-греч. Ἀντέρως) — бог взаимной («ответной») любви, а также бог, мстящий тем, кто не отвечает взаимностью на любовь или насмехается над теми, кто испытывает чувства.


По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем одновременно из Хаоса возникли Хронос (Кронос — Время), страстный Эрос (Эрот — Любовь) и хладнокровный, рациональный Антерос (Антерот — Отрицание любви). Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.



Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеросом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра).

В романе Ефремова «Таис Афинская» есть эпизод, в котором Таис испытывает ужас при виде алтаря Антероса, считая его богом анти-любви.

Когда они вместе — бог Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антэрот покидает его. Смысл этой античной аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.


Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)

Воспитание Эрота

Воспитание бога Эрота богиней Афродитой (Венерой) очень часто в античности изображалось на камеях и гравированных камнях. Мать Афродита играет с Эротом, отнимает у него лук или стрелы, дразнит Эрота и резвится с ним. Но шаловливый ребенок Эрот не остается в долгу у матери, и богиня Афродита не раз испытывает на себе действие стрел бога Эрота.




Обучение Амура


Обучение Амура


Обучение Амура

Эрот, по античной мифологии, является цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов. Античное искусство воспользовалось этой идеей и, желая выказать непреодолимую силу бога Эрота (Купидона), стало изображать Эрота укротителем диких и свирепых зверей.

На многих камеях и гравированных камнях античности бог Эрот изображен верхом на льве, которого он укротил и превратил в ручного зверя. Часто изображается Эрот на колеснице, в которую впряжены дикие звери.



Бог Эрот (Купидон) страшен не только людям, но и богам. Зевс (Юпитер), предвидя уже перед самым рождением Эрота все беды, которые он натворит, приказал богине Афродите (Венере) умертвить Эрота, но Афродита спрятала сына в лесу, где дикие звери вскормили его.

Античные поэты и писатели постоянно твердят о жестокости бога Эрота, о том, что Эрот не знает жалости, что Эрот наносит неизлечимые раны, заставляет людей совершать самые безрассудные поступки и доводит до преступления.




Время отсечения крыльев у Купидона

У древнегреческого поэта Анакреона есть несколько прелестных стихотворений на эту тему. Вот одно из них:

«Посреди ночи, в тот час, когда все смертные спят крепким сном, является бог Эрот и стучит в мою дверь. “Кто там стучит? — восклицаю я. — Кто прерывает мои сны, полные очарования?” — “Отвори! — отвечает мне бог Эрот. — Не бойся, я мал, я весь промок от дождя, луна куда-то скрылась, и я потерял дорогу в ночной темноте”. Услышав слова Эрота, мне становится жалко бедняги, я зажигаю мой светильник, открываю дверь и вижу перед собою дитя; у него крылья, лук, колчан и стрелы; я подвожу его к моему очагу, согреваю его холодные пальчики в своих руках, вытираю его мокрые волосы. Но едва успел бог Эрот немного оправиться, как берется за лук и стрелы. “Я хочу, — говорит Эрот, — посмотреть, не отсырела ли тетива”. Бог Эрот натягивает ее, пронзает мне сердце стрелой и говорит мне, заливаясь звонким смехом: “Мой гостеприимный хозяин, радуйся; мой лук совершенно здоров, но зато сердце твое больное”».

Тип и отличительные признаки бога Эрота

В искусстве у бога Эрота два совсем различных типа: Эрот изображается то под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью, то под видом юноши.

В музее Пио-Клементинском находится прекрасный тип Эрота-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи.

Древнегреческий скульптор Пракситель первый дал идеальный тип бога Эрота, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога.

Пракситель был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила Праксителя подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить просьбу гетеры Фрины, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда гетера Фрина прибегла к следующей хитрости. Фрина велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй — Сатира и бога Эрота. Гетера Фрина успокоила Праксителя, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения Пракситель считает лучшими. Фрина выбрала себе статую Эрота.


Кауфман Ангелика, Пракситель дарит. Фрине статую Эрота


Статуи Афродиты Книдской (копии), запечатлевшие образ гетеры Фрины - музы скульптора Праксителя

Гетера Фрина принесла в дар статую бога Эрота работы Праксителя родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александром Македонским. Статую Эрота поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, — говорит по этому поводу Цицерон, — превращена теперь Александром в ничто, но в ней появился бог Купидон Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую».


"Эрот, натягивающий лук" Мрамор. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу (Эрмитаж)

Римский император Калигула перенес статую Эрота Праксителя в Рим, а император Клавдий возвратил ее феспийцам, император Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.

Знаменитый греческий скульптор Лисипп изваял также статую бога Эрота. Статуя Эрота работы Лисиппа была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя.

В храме богини Афродиты в Афинах находилась знаменитая картина Зевксида, изображавшая бога любви Эрота, увенчанного розами.

До римского владычества бога Эрота продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам. Только в эту эпоху является бог Эрот на памятниках античного искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Отличительные признаки Эрота-ребенка — крылья, лук, колчан со стрелами.


Attributed to Michelangelo Maestri (Italian, d. 1812) аукцион christies

Новейшее искусство очень часто изображало бога Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал Амура на колеснице, везомой бабочками и лебедями. Почти во всех музеях находятся картины Рафаэля с изображением маленького бога любви и богини Венеры.


Купидон крадет мед. Альбрехт Дюрер, 1514 г. Бог Купидон бежит от роя пчел к своей матери - богине Венере.

Корреджо и Тициан писали бога Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс: почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых Купидонов.

Во французской школе Пуссен, Лезюэр, а в особенности Буше, являются художниками — специалистами Амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеального типа Праксителя.



Hans Zatzka


Художник Виен написал интересную картину, сюжет которой заимствовал с античной картины, — называется она «Торговка Амурами».

Прюдон оставил также много картин, сюжетами для которых послужили различные похождения бога Амура. Этот божок часто наудачу, подобно слепцу, не видящему цели, пускает свои стрелы, и вот почему поэты называют любовь слепою. Корреджо и Тициан, желая олицетворить эту идею, изобразили богиню Венеру, надевающую повязку на глаза своему сыну.