Отопление, канализация, водоснабжение

Православие и экзорцизм (изгнание бесов). Демоны и диавол

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение одержимого человека крестным знамением, а также окуривание его ладаном. Молитва, изгоняющая бесов, является самой длинной в каноне Православной Церкви - продолжительность ее около 20 минут. Текст молитвы не менялся на протяжении многих веков.

История экзорцизма

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы с помощью определенного религиозного ритуала. Обряд этот очень древний и восходит к истокам христианства.

В Евангелии описано, как Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, одержимые бесами, бросились в пропасть. «Как твое имя?» - вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион», - отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые говорится о том, что человек может быть одержим многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после сошествия Святого Духа на апостолов, они также обрели этот дар. Теологи утверждают, что именно через них, основателей Христианской церкви, эта способность перешла к их последователям - священникам.

Количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому невелико во все времена. Однако в Средние века среди служителей Церкви появилось огромное число священников, уверенных, что им это по силам, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Естественно, деятельность их не могла принести ничего, кроме вреда, а «успехи» на этом поприще инквизиции привели к тому, что современная Католическая Церковь официально к экзорцизму больше не прибегает.

Отчитка - дело специалиста

На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком. Православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, священников, умеющих отчитывать, можно пересчитать по пальцам.

Необходимо обратить особое внимание на то, что отчитывать, то есть изгонять бесов, имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, чита обычную молитву за здравие. В некоторых случаях она тоже помогает.

Признаки одержимости

Прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку люди советуются со священником из своего прихода и получают его благословение. Кроме того, необходимо убедиться, действительно ли человек одержим, с первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот некоторые из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение креста может вызывать у него физические страдания. То же самое происходит, когда он вдыхает ладан.

Одержимый бесами физически не сможет принять ни одного из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях во всем теле, потере сознания и плохом самочувствии и за пределами церкви.

Прежде спокойный человекможет сделаться необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным, если в него вселяются бесы. Об одержимости можно говорить и в том случае, если ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам человек вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Не путать с психопатией?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, симптомы, характерные для одного из видов шизофрении, могут напоминать поведение человека, ставшего жертвой темных сил. Больной полностью уверен, что им овладел бес, и даже во время отчитки может вести себя как одержимый. Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Обычно они приходят до начала службы и беседуют со страждущим, над которым предстоит провести обряд. Опытный священник сразу видит, одержим человек или болен психически. Больным людям обряд противопоказан, потому что может усугубить их состояние.

Каким же образом священники отличают психически больного от одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является умение чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые священники имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же многие занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно, поэтому глаз у их, как говорится, наметан.

В некоторых церквях с желающими попасть на отчитку проводят беседу чтобы выявить, действительно ли эти люди одержимы. Но в последние несколько лет одержимых стало так много, что на индивидуальные беседы у священников просто не хватает времени.

Отчитка в лавре

Сейчас самым известным местом из-ания бесов в России является Свято-оицкая Сергиева лавра, расположенная в городе Сергиев Посад. Это один из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всей России и из ближнего зарубежья приезжают в лавру чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет отдать дань уважения, кто-то - попросить крепкого здоровья, а кто-то приходит к святому за советом. Но есть и те, кто приезжает в лавру надеясь избавиться от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры архимандрит Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта небольшая, так что людям во время службы порой приходится стоять даже на крыльце.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять - пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы пришедшие набрались мужества и сил: ведь отчитка - нелегкий обряд.

Прежде чем начать отчитку отец Герман каждый раз произносит полуторачасовую проповедь. «Грех - это тоже болезнь, - говорит он. - и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

А когда отец Герман приступает к отчитке, начинается страшное. Гнетущая тишина сменяется какофонией звуков, многие из которых не имеют ничего общего с человеческими голосами. Некоторые люди визжат, другие надрывно кричат, дети порой начинают говорить низкими мужскими голосами. Случается, люди лают, хрюкают извиваются, катаются по полу.

Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и прямо на ней заносить в храм. После отчитки этот человек спокойно поднялся и самостоятельно отправился домой.

Изгнание бесов - обряд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки отец Герман выглядит так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни. Зато бывшие одержимые, избавившись от мучивших их бесов, чувствуют величайшее облегчение.

Изгнание бесов стало достаточно пользующейся популярностью темой. Люди, которые подозревают не только лишь одержимость, да и порчу, сглаз либо мучаются от томного физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особенный церковный чин для изгнания бесов. Узнайте, верно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции.

Изгнание бесов - история ритуала экзорцизма

Изгнание бесов, либо экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. Любопытно, что и в наше время можно отучиться в католическом институте и получить диплом экзорциста. Ритуал изгнания бесов из человека очень старый, он отсылает интересующегося этой неувязкой к истокам появления христианства.

Первым экзорцистом, как обозначено в Библии - главном источнике инфы на данную тему, был сам Иисус Христос . Самое известное библейское сказание посреди тех, которые касаются темы ритуала изгнания бесов. говорит о том, как Иисус Христос изгнал бесов из некоторого человека и вселил их в тела свиней. Одержимые свиньи кинулись в пропасть, что в очередной раз подчеркивает опасность одержимости.

Вначале даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Потом его получили апостолы - после того, как на их сошел Святой Дух. Считается, что последователями апостолов являются священнослужители, которые получили таковой же дар. Но во все времена людей, которые были способны прогнать беса, было очень не много.

Отчитки от бесов были популярны в средневековье. Не считая этого, понятно несколько реальных случаев экзорцизма в прошедшем веке, большая часть которых имеют катастрофический конец - погибель священника либо одержимого. На Руси первым письменным источником стали датированные 14 веком наставления об изгнании бес, создателем которых стал Киевский митрополит Петр Могила. С течением веков востребованность экзорцистов не уменьшилась, а неувязка вселения нечистой силы в людей все еще существует.

Где изгоняют бесов из человека в Рф и Украине

Троицко-Сергиева лавра в городке Сергиев Посад

Обычно, благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из старых монастырей. В Рф есть только одно святое место, где проводятся отчитки - Троицко-Сергиева лавра в городке Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптинской пустыне . но не так давно монахи получили запрет на отчитку. В Украине таких монастырей больше - это Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и некие другие.

Отец Герман из Троицко-Сергиевой лавры является самым известным экзорцистом Рф. Сейчас он единственный имеющий разрешение на проведение отчиток. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего они подвержены жесткой критике со стороны других священников, о чем незначительно ниже. Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но критики говорят, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Это подтверждается тем, что нередко требуется несколько сеансов экзорцизма. если бес довольно силен. А на отчитках отца Германа излечиваются за раз даже принесенные прикованными к кровати одержимые.

В Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Миши во Львове . К огорчению, он погиб пару лет вспять. На данный момент сеансы экзорцизма проводяся в почти всех церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и Соборе Святого Юра во Львове . Понятно, что пользуется большой популярностью монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают безвозмездно, считая это своим долгом, но на вопросы о обрядах не отвечают ни они, ни бывшие одержимые - это под запретом.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только лишь со всей страны, да и из-за границы. Он проводит сеансы как личные, так и групповые в протяжении 30 лет. Отец Варлаам утверждает, что различает одержимость от физических и психологических болезней. Он согласен с тем, что вычитка нужна только одержимым сатаной, а не страдающим от порч, проклятий и физических недугов. По словам экзорциста из Украины, одержимыми бывают даже малыши, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Ритуал экзорцизма, либо изгнание бесов до настоящего времени проводится по эталону ритуала, проводимого Иисусом Христом. Он описан в религиозной литературе достаточно тщательно. Обряд никогда не изменялся, как и тексты, которые читались огромное количество веков вспять для изгнания нечистого. Иисус Христос был не только лишь первым экзорцистом, да и создателем единственно верного ритуала изгнания бесов в православии и католицизме.

Ритуал изгнания бесов в православии именуется отчиткой. В процессе ритуала происходит осенение человека либо группы людей крестным знамением при помощи распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, также чтение специальной молитвы. Экзорцизм - особенный чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается очень изредка.

Молитва, цель которой - отчитка от бесов, является самой длинноватой в каноне православной церкви. Ее чтение обычно занимает около 20 минут. Текст не изменялся в протяжении нескольких веков. На современных отчитках от бесов читаются те же молитвы, что и в древности.

Нереально придти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, который согласен взяться за такое сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если же такового разрешения нет, он может прочитать только молитву за здравие хворого человека. В неких случаях она помогает.

Не считая этого, священник должен убедиться, что дело вправду в кознях Сатаны, а не психологическом заболевании. Некие исповедники могут ощущать присутствие нечисти, а некие проводят простые испытания при помощи святой воды и распятия, которых страшатся бесы. Их ужас и омерзение приметны окружающим всегда. Персональная беседа подозреваемого в одержимости со священником - неотклонимая часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие нечисти, и разрешение на отчитку им получено, то из числа близких родственников выбираются очевидцы, при которых проводится старый ритуал. Перед его началом очевидцы исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев - они не должны стать орудием в руках беса, слабонервных тоже не допускают к ужасному зрелищу. Очевидцы наблюдают за ритуалом и безпрерывно читают молитвы.

После изгнания беса, зачем может потребоваться и не один сеанс, следует держать пост, молиться как самому нездоровому, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали беса, не изменит собственный стиль жизни в согласовании с христианской моралью, бес может возвратиться.

Изгнание бесов из человека - двойственное мировоззрение священников

Мировоззрение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделились на два лагеря. Одни убеждены, что делают полезное дело, выгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Они лицезреют в собственных действиях только пользу, ведь фактически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие свое присутствие звучными кликами, конвульсиями и иными признаками одержания бесом.

Но многие священнослужители считают, что значение экзорцизма очень гиперболизировано. Они убеждены, что отчитки - это дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, изредка находятся те, для кого они должны проводиться - истинные одержимые. Нередко прогуливаются слухи о том, что бесноватые в церквях - это нанятые актеры, но свидетели их возникновения публично опровергают это.

Понятно к тому же то, что проведение массовых отчиток является грубым нарушением церковного чина. Экзорцизм проводится только для 1-го человека священником, который имеет на это разрешение. Для присутствия на таком сеансе в качестве очевидца требуется благословение духовного лица - нельзя просто зайти в храм и узреть процесс изгнания беса. Далековато не каждый может быть очевидцем экзорцизма - для этого требуется крепкая нервная система, не плохое физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и, в конце концов, принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые же отчитки, по воззрению их врагов посреди представителей духовенства, быстрее вредоносны, чем полезны. Каждый человек в некий степени одержим бесами, но отчитка нужна только тем, чьим физическим телом овладела нечистая сила, что является последней стадией одержимости. Многие же пробуют излечиться от заболеваний, сглаза и порчи при помощи этого церковного чина, что в корне некорректно. Более того, на таких сеансах полностью реально не только лишь не избавиться от собственного негатива, да и «подцепить» чужой.

Если же идет речь о присутствии реальных одержимых, никто не знает, в кого может вселиться бес, изгнанный из 1-го из их. Потому и отбор очевидцев и ассистентов священника так строг - находящиеся в одном помещении с нечистью не должны стать ее орудием.

В целом существует несколько церквей на местности Рф и Украины, где проводятся сеансы изгнания бесов из людей. Но большая часть священников уверено, что такие ритуалы нужны только людям, которые мучаются от одержимости, а не негативных волшебных программ и физических болезней. Не считая этого, есть каноны, по которым должен проводиться этот церковный обряд.

Злым духом считается бес. Христианство также отождествляет его с чертом, страшным дьяволом или коварным демоном. Этот образ был создан на основе тех трактовок, что предоставляли традиции церкви.

О термине

В XI столетии можно впервые услышать, что существует особый образ в христианстве - бес. Кто это? Об этом можно было узнать, прочтя строки «Слова о законе и благодати» или же в эпосе, повествующем о походе князя Игоря и его полка, написанном в XII веке. Кроме того, в христианстве, можно узнать из многих других произведений.

На самом деле так называли все образы, имевшие какое-либо отношение к язычеству. Не ушел от этого прозвища и великий Велес. Бес (христианство) - это любая сущность, чье существование противоречит верховенству бога в мире духовного. Если взглянуть в перевод Библии XIX века, также можно заметить этот термин. В английском, а также немецком языках это слово воспринимается как синоним слова «дьявол». Славяне позаимствовали его у жителей индоевропейских территорий, у которых это значило «страх». Греки так называли обезьяну.

По мнению языческих славян, зима - это время царствования бесов, которые насылают холод. Также с ними ассоциируется темное время суток. Одним словом, этим существам приписывали причастность ко всем явлениям природы, которые нарушали человеческий покой и комфорт.

С точки зрения церкви

Согласно концепции христианства, бесы - это духи зла, о повадках которых можно узнать очень многое из повестей или же описаний жизни святых. Также, исследуя этот вопрос, стоит уделить внимание демонам, богам язычников и идолов, которые причисляли ко все той же категории. Их называли собирательным термином "бес". Христианство во многих сюжетах представляло его как искусителя святых или отправившихся в пустыню.

Разумеется, многие сюжеты заканчиваются победой добра над этими проявлениями злых сил. Может наслать болезни, соблазнить грешника или же ввергнуть душу в порок бес. Христианство утверждает, что именно он сталкивает человека с праведного пути. Так что очень близок этому образу чёрт, являющийся также зловредным персонажем, портящим людям спокойную жизнь.

Разные взгляды на вопрос

Распространены представления о том, что у человека есть не одно тело, а несколько: физическое, астральное, эфирное. Считается, что тот мир, в котором мы живем - это всего лишь один уровень всего сущего. Есть низшие круги, в которых в большинстве своем живут именно такие создания и их жертвы.

Попасть туда можно, злоупотребляя наркотиками или алкоголем. Когда заходит речь о так называемой белочке, отличающейся от милого пушистого создания, можно говорить о том, что человек разрушает барьер между мирами и низвергается в объятия темных сущностей, питающихся за счет негативных эмоций своего донора.

Как избавиться?

Вселяется в душу и помогает ей разлагаться бес. Христианство в качестве лекарства от такой заразы предлагает стать на праведный путь и жить в соответствии с текстами заповедей. Ведь нет в мире ничего, чего нельзя было бы исправить, в частности и это.

Если индивид делает выбор в пользу правильного поведения, со временем он почувствует облегчение и чистоту. Главное - признать свои поступки недостойными, покаяться, довериться Духу Божьему. Поселить в душе свет или злобу - это личный выбор каждого.

Бес воистину подобен пристрастию к алкоголю или табаку. Он может порабощать сознание и изменять его, но если личность оказывается сильнее и решает скинуть с себя эти оковы, ей подвластно все. Считается, что святые, мученики, а также преподобные проходили через борьбу с этими созданиями.

От древности до наших дней

Присутствие этих существ чувствовали во все времена. Даже сейчас, когда люди уже не столь суеверны, они продолжают употреблять термины «взбесился», «бесноватый» и подобные им. Эффективной процедурой по изгнанию вредоносных сущностей считался экзорцизм, включавший молитвы, перечень обрядов, свойственных той или иной религии.

Проводить подобные действия начали еще в седой древности, когда они были неотъемлемой составляющей верований, а также культов. Сегодня одержимость приравнивают к расстройствам психики. Многие просто пытаются привлечь внимание, создавая впечатление, будто в них вселился бес. Исцеление, которое происходило после процедуры экзорцизма, больше похоже на плацебо или обычное внушение, чем на непосредственный результат действий священника.

Библия и то, что было до нее

Еще до того, как возникло христианство, с демонами можно было познакомиться, изучая шаманизм. Уже там было подробно изложено, кто они, как их изгнать. Хотя в хритсианской традиции, конечно, это не признавют и утверждают, что впервые экзорцизмом занимался Христос. Ведь именно он как-то исцелил порабощенного демоном человека, освободив его душу.

Темные сущности заставляли жертву жить в гробу. Иисусу хватило одной фразы, чтобы приказать темным духам вылететь прочь и перелететь в свиней. По мнению христиан, Бог наделял отдельно взятых апостолов и прочих святых особым даром изгнания нечисти. В наше время есть много любителей мистики, ищущих ее на страницах книг и киноэкранов. Существует множество фильмов на эту тему.

Научный подход

У медицины есть свое мнение на данный счет. Считается, что дело здесь в психическом заболевании. Те, кого обычно считают одержимыми, проявляют все признаки истерии, маниакальности, психотического состояния, появляется эпилепсия, шизоидные расстройства, даже

Кстати, касательно последнего, любопытным является то, что 29% «приживал» в душах таких пациентов - это демоны. Также с ними можно связать мономанию или паранойю.

С точки зрения веры

Многое об экзорцизме можно почерпнуть из Евангелия. Считается, что покинув человека, дух отправляется бродить по тем местам, где нет воды. Его целью является найти покой, что ему не удается. После этого он все-таки возвращается в свой дом, которым является человеческая душа.

Для того чтобы мучительная процедура не повторялась по новому кругу, нужно, чтобы после изгнания беса человек не просто оставил в своей душе зияющую дыру, но наполнил ее светом, добром, которые можно почерпнуть в молитве, мыслях о Боге.

Кроме того, в писаниях можно найти данные о том, что не только Иисус с апостолами занимались экзорцизмом, но и еврейские заклинатели. В Евангелии описан случай, когда иудейские целители изгоняли демона, который заставлял свою жертву страдать лунатизмом. Основным инструментами в таком случае являются молитва и пост.

Кроме того, это искусство покорялось и обычным людям, которые преисполнялись верой. Они использовали имя Господа. Также с демонами и бесами связывают дурные мысли, сомнения и прочие побочные эффекты искривленной мыслительной деятельности. Душевный покой - неотъемлемая составляющая счастья, обретение которого тоже порой называли

Изгнание бесов - довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции - читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов - история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос . Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда , гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов - священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом - смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки - Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне , но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры - самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько , если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове . К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове . Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист - особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, - самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости - обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека - двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки - дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях - нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток - грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть . Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма - требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.

Мы то и дело слышим, мы постоянно читаем о духовных существах, совершенно несхожих с нами, людьми, но обладающих, как и мы, сознанием и свободной волей. О существах высших, предстоящих Творцу, сияющих Его отраженным светом и служащих Ему; и о существах низших, падших, неустанно творящих зло, преследующих единственную цель: поработить мир отцу их, сатане. А сатана был некогда прекраснейшим из Ангелов…

Но что мы знаем о тех и о других, а главное - что нам нужно о них знать? Об этом - наша очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).

- На чем основывается вера христиан в Ангелов и бесов? Почему невозможно быть православным христианином, отрицая их существование?

Вера в Ангелов и бесов - это не совсем корректная постановка вопроса. Мы верим в Бога, а все остальное не предмет веры, а та реальность, с которой мы сталкиваемся. Мы просто признаем, что это есть. Нельзя же сказать, что наша вера в реальность атмосферных осадков основывается на том, что они периодически выпадают. И в Ветхом, и в Новом Завете содержится масса упоминаний и об ангельском, и о демонском мире. Мы не можем не верить Богу, голос Которого звучит на страницах Священного Писания. Кроме того, о наличии как светлых, так и темных сил постоянно говорят нам подвижники благочестия; многие из них видели и Ангелов, и демонов своими духовными очами. У нас нет оснований не верить этим людям, они жили по истине и по правде Божией, потому-то мы и почитаем их как святых. Наконец, в своей повседневной жизни мы неизбежно сталкиваемся с действием ангельских и демонских сил: либо с благотворным и спасительным, либо с разрушительным и губящим.

- Как же мы с ними сталкиваемся?

Духовная жизнь для человека, который к ней даже не приступал, являет собой область чрезвычайно таинственную, и зачастую человек не понимает, почему в какой-то момент в нем со страшной силой возгорается, например, страсть гнева. Почему страсть блуда, которая до сей поры таилась и при тех же раздражителях себя не проявляла, вдруг превращается в бурный поток, сметающий все плотины. Почему вдруг при тех же обстоятельствах, при которых человек ранее был здоров, бодр и работоспособен, он повергается - даже не просто в уныние, а в какое-то безысходное отчаяние. Если же человек живет духовной жизнью сознательно, он старается приобщиться к тому опыту духовной жизни, который сохраняется в Предании Церкви. Знакомясь с трудами подвижников благочестия, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него.

- Воздействует извне? Но почему мы именно это должны в подобных случаях предполагать? Ведь каждый из нас и сам по себе - существо грешное.

- Греховная страсть в человеке подобна тлеющему угольку. Для того чтобы этот уголек разгорелся в пожар, нужно, чтобы кто-то намеренно его раздувал. Страсти - это то, что принадлежит нам, это следствие испорченности человеческой природы грехом. Но вот раздуть этот уголек может именно враг, это в его интересах. И когда мы переживаем некое чрезвычайное восстание страстей, мы должны понимать, что где-то рядом находится враг, может быть, и не один.

- А почему это так важно знать?

Мы очень часто грешим именно потому, что считаем: то, что влечет нас ко греху,- наше; человеку сложно бороться с самим собой, противиться себе. Но бороться гораздо проще, если мы знаем: здесь, рядом - тот, кто хочет нашей смерти. Это он влечет нас к тому, чего нам как бы самим очень хочется. Враг - он действительно обманщик. Он похож на человека-афериста, который предлагает нам нечто невероятно заманчивое, например, сказочное обогащение без всяких трудозатрат, как пресловутые строители финансовых пирамид; но на деле это влечет за собой только огромные потери. И если мы смотрим на этого человека и видим, что он - просто жулик и не одного уже вкладчика вот так погубил, то мы, конечно, не согласимся на его предложения, как бы обольстительны они для нас ни были. Точно так же и в жизни духовной; мы должны знать: здесь стоит враг, лжец и человекоубийца искони. Там, где он, ничего хорошего быть не может. Понимая это, мы не допустим того, чего он хочет.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассказывал о том, что видел очами духовными во время общей молитвы братии монастыря. Одни демоны повисают на плечах у монахов, другие отягощают их веки, третьи заставляют их зевать… Любой человек, живший в монастыре, это подтвердит. Почему бывает так, что во время богослужения человеку страшно хочется спать, болят ноги, спина? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу, и с ним уже все в порядке: и спать не хочется, и спина не болит. То же нередко происходит и при домашней молитве. Почему? Потому что бесу не надо, чтоб человек молился. И если человек знает, что это бес действует, а не его собственное естество, то он не поддастся жалости к себе, не скажет: «Нет, я, похоже, слишком устал, зачем мне такое переутомление, пойду лягу».

- Значит, нам нужно изучать опыт отцов Церкви, именно он в данном случае для нас полезен?

Безусловно, полезен, как и во всех других случаях. Есть поговорка: предупрежден - значит вооружен, а бесы прекрасно вооружены, они воюют тысячи лет против человека, они изучают как человечество в целом, так и каждого из нас в отдельности буквально с рождения. А мы их не изучаем, у нас нет таких возможностей. Таким образом, мы с ними не в равных условиях. Но, когда мы читаем святых отцов-подвижников, мы можем соотнести то, что узнаем из их трудов, с собственным опытом и различить: вот это - я, а вот это - не я, это кто-то другой, и реагировать соответственно. Старец Ефрем Катунакский порой встречал врага смехом: почувствовав приближение искушения, ощутив, например, тщеславный помысел, он смеялся: «Что, опять?». Потому что бес ему сто раз это приносил, бес ведь каждый раз одно и то же притаскивает. И каждый раз это оборачивалось для беса стыдом и посмеянием. А если бы старец предполагал, что тщеславные помыслы исходят только от него самого, ему гораздо труднее было бы над ними смеяться.

Не случайно ведь единственная молитва, воспринятая современниками непосредственно от Спасителя, содержит прошение об избавлении от лукавого…

- Да, но слово «избавление» в данном случае не нужно воспринимать буквально. Пока существует этот мир, пока не настала жизнь будущего века, мы вполне от лукавого не избавимся, он так и будет спутником нашей жизни, каждого ее дня, каждого часа, спутником, желающим одного - нашей погибели. Но одновременно - уже не по его собственному желанию, а по Промыслу Божию - способствующим нашему спасению. Каким образом? Здесь надо вспомнить слова преподобного Марка Подвижника: содействует злое благому намерением неблагим. Когда враг нас искушает, когда он хочет нашего падения, он невольно нас «тренирует», закаляет, делает крепче. Брань - это тяжелое время, но это и время стяжания венцов. Разумеется, только в том случае, если мы боремся. Наша задача - доказать бесам, что мы не их. Что мы не с ними, что мы расторгаем с ними тот союз, который заключаем посредством греха. И мы просим Бога, чтоб Он не дал нам по нашей слабости, малодушию, немощи стать добычей лукавого. Избави нас от власти лукавого - именно в этом смысл прошения из молитвы Господней.

Молитвы об избавлении от лукавого содержатся и в чине Крещения, и в Великом покаянном каноне Андрея Критского, и в многочисленных церковных песнопениях, и всюду лукавый называется чужим, чуждым. Он чужд человеку. В Таинстве Крещения крещаемый или восприемник произносит: «Отрекаюся от сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его». Что значит - служения его? Служения ему. Потому что человек, совершающий грех, начинает служить воле, интересам, желаниям сатаны. Хотя тот человеку чужд, но в момент греха с этим чуждым нам существом происходит некое сроднение. Но мы не должны жить под властью чужого. Вот почему в Великом покаянном каноне Андрея Критского есть такое прошение: «Да не буду стяжание, ниже брашно чуждему. Спасе, Сам мя ущедри».

- Что такое одержимость бесами? Может быть, мы все в той или иной мере ими одержимы?

Нет, одержимость - это особое состояние, когда человек оказывается во власти страшного черного духа; настолько во власти, что проявления этого состояния напоминают танец марионетки - в такой степени человек не владеет собой. Однако если этого человека осмотрят врачи-психиатры, они могут сказать, что он совершенно здоров. Могут, правда, сказать и иное. Утрата психического здоровья может быть следствием беснования, которое, безусловно, разрушительно действует на психику; и, с другой стороны, психически больные люди гораздо более подвержены бесовскому влиянию, нежели здоровые.

- Но не каждый же пациент психиатров одержим бесом…

Не каждый, конечно, есть сколько угодно психически больных, у которых никакого беснования нет. Но больным человеком бесу гораздо проще играть, и вот почему. У нас есть защитные барьеры на пути наших врагов. Во-первых, наши грубые «кожаные ризы», наше плотское устроение, лишающее нас возможности непосредственно воспринимать духовный мир. Это благо для нас, потому что, как говорят святые отцы, если бы нам была оставлена способность первозданного человека общаться с миром духовным, мы в нашем падшем, греховном состоянии были бы куда способнее к общению с падшими духами, нежели с Ангелами. Второй защитный барьер - это разум. Конечно, разум может надмеваться, он может быть примитивным или, напротив, изощренным, извращенным, но если человеку присуща хотя бы минимальная трезвость, он по одному только здравому смыслу некоторых вещей, которые предлагает ему враг, делать не будет. Безусловно, самым надежным барьером на пути врага являются благочестие и страх Божий. Психически больной человек лишен этих защитных барьеров. Он не может трезво мыслить, он не может быть благочестивым и богобоязненным, и, что самое страшное,- истончается какая-то его телесная составляющая, он становится гораздо более способным к восприятию мира духовного. И, находясь в таком болезненном обостренном состоянии, опять же, не с Ангелами в общение вступает.

- В таком случае, как отличить психическую болезнь от одержимости? Современный врач, читая в Евангелии о бесноватом отроке или о гадаринском безумце, может сказать, что первый страдал эпилепсией, а второй - шизофренией.

Действительно, подчас не скажешь, что это - психическое расстройство, вызванное соматическими факторами - например, черепно-мозговой травмой,- или одержимость. Бывают случаи явные: когда абсолютно здоровый человек, сидя на стуле, вдруг начинает на нем подпрыгивать, словно мячик, но при этом не теряет ясности сознания. Или - когда двухлетняя девочка вдруг начинает говорить мужским басом, и такие вещи, которых она услышать нигде не могла. Я помню, как однажды ожидал исповеди у архимандрита Кирилла (Павлова). Нас было много, все были сосредоточены, каждый готовился к своей исповеди, и вдруг нас всех из этого состояния вывел… не крик, не плач, не стон, а такой звук, которому на земле названия нет, его определить невозможно, не с чем сравнить. Это было нечто леденящее душу. Этот звук издавал человек, стоявший на коленях перед отцом Кириллом. У всех было ощущение запредельного ужаса. Потому что никто из нас ничего подобного никогда не слышал.

Старец Паисий Святогорец использовал такой способ отличить одержимого от душевнобольного: он клал в воду частицу мощей и потом давал человеку эту воду выпить. Если с человеком ничего особенного не происходило, значит, это был просто больной человек. Одержимый же начинал биться, кричать, ругаться.

Но в целом, повторю еще раз: как одержимость разрушает психику, так и психически больной более подвержен бесовскому влиянию, нежели здоровый. Душевное заболевание имеет все-таки духовную основу. Да, иной психиатр будет говорить, что причина - биохимические изменения в коре головного мозга, но вряд ли он ответит на вопрос, из-за чего произошли эти изменения. Между тем можно заметить, что психическим отклонениям подвержены в первую очередь люди гордые. Смиренный человек может перенести любые потрясения и не заболеть, потому что он готов, он понимает, откуда это пришло. А гордый человек ломается. Безумие - один из самых странных, самых страшных, но все-таки - способов самосохранения человека. Человек не может с чем-то справиться и убегает в безумие. Безумие дает ему возможность как бы скорчившись, закрывшись существовать в этом мире.

- В одержимость бесами человек впадает по собственной вине?

Вообще, не бывает так, чтобы мы не были виноваты в том, что с нами произошло: как говорят святые отцы, крест каждого из нас сделан из дерева, выросшего на почве нашего сердца. Если же говорить о детях, то они всегда расплачиваются за грехи взрослых. Точнее - на них сказываются эти грехи, как сказывается пережитая родителями болезнь или облучение радиацией.

Почему нас призывают очень осторожно относиться к так называемым отчиткам одержимых? В Церкви нет о них единого мнения? Мне приходилось слышать, что большая часть людей, приезжающих на отчитки,- это либо корыстные симулянты, вошедшие в роль, либо психопаты, которым нужно любой ценой привлечь к себе внимание и которые начинают бессознательно в этом состязаться.

Единое мнение как раз есть. По благословению правящего архиерея хороший, праведной жизни священник назначается читать над мучимыми от нечистых духов определенные молитвы. И в тех случаях, когда действительно присутствует действие духов злобы, этим людям по молитве Церкви подается помощь. Жития святых и патерики полны такими случаями, когда бесы оставляли человека по молитвам святого. Относительно людей, просто нездоровых,- тем-то и страшны самочинные отчитки, проводимые без благословения священниками, не имеющими духовных прав и полномочий, что бес через этих священников обольщает людей. Они приезжают к нему просто больными, а уезжают порой уже бесноватыми. Действия этих священников напоминают о семерых сыновьях иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгнать нечистого духа, заклиная его Иисусом, Которого Павел проповедует . Злой дух ответил им тогда: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? (Деян. 19 , 13, 15), и они немало от одержимого им пострадали…

Жития святых, особенно монахов-пустынников, содержат рассказы об их борениях с бесами. Святые отцы видели их. Почему мы не видим? Потому что жизнь наша не такова, как у святых, молитва не такова, не представляем мы собою такой опасности для бесов, не бросаем такого вызова сатане, как святые?

Мы бесов не видим, потому что Господь, к нашему счастью, не дает нам их увидеть. Если бы мы их увидели, то неизвестно, перенесли бы мы это или нет. Бес, демон - синонимов много, но один из этих синонимов - дух злобы. Бес - это персонифицированное зло. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одной из своих проповедей сказал, что в мире исполняется симфония зла. Автор ее скрывается, но он есть, и симфония эта по-своему гениальна. Мы знаем, как страшно зло на земле, видим, что люди делают друг с другом на протяжении веков; а теперь представьте, как страшен тот, кто все это производит. Вот почему Господь не дает нам его видеть - потому что мы к этому не готовы совершенно.

- Все-таки о природе бесов и о природе Ангелов. Бесы ведь - те самые ангелы, которые пали с Денницей, с сатаной?

- Да, это они. И коль скоро мы не можем ничего сказать о том, каковы Херувимы и Серафимы, предстоящие Богу, то и о том, каковы падшие Ангелы, мы тоже ничего не можем сказать. По Иоанну Дамаскину, Ангелы суть вторые светы умные, заимствующие свой свет от Первого и Безначального Света. Ангел - это вестник, посланник, который приходит, чтобы сообщить волю Божию или чтобы исполнить ее в отношении нас. Ангел приносит нам свет от Источника, от Того, Кто и есть Свет. Свет Ангела - отраженный, его можно сравнить с зеркалом, отражающим солнечный луч.

Ангелы обладают свободной волей, однако, по слову святителя Василия Великого, неудобопреклонны ко греху - в отличие от нас,- потому что непосредственно созерцают Бога и все вещи в нем. Но могла же часть из них когда-то пасть и превратиться в свою полную противоположность…

Относительно возможности падения Ангела - единого мнения среди учителей Церкви здесь нет, мы можем, вслед за святителем Василием, считать, что они всего лишь неудобопреклонны ко греху, или, вслед за другими отцами - что Ангелу вообще невозможно пасть. Искушение, которое постигло ангельский мир, было кратковременным, но колоссальным. Оно разделило Ангелов на два мира: мир тех, кто сохранил верность Богу, и мир ангелов падших, бесовский мир, и это разделение - навсегда. У нас нет никаких оснований считать, что Ангел, подобно грешному человеку, может падать и вновь подниматься. И нет оснований считать, что бес может вдруг покаяться.

Дело в том, что человек - духовное, но при том и телесное существо - имеет оправдание в своей бренной плоти, об этом писали святые отцы. Страх болезни, страх беды, потери, смерти - все это заставляет нас быть неверными от малодушия. А чего бояться демону? Или Ангелу? У них нет нашей немощи, слабости. Выбор духа - это выбор свободный и бесповоротный.

- Как понимать слова Христа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10)? Речь идет об Ангелах Хранителях, каждый из которых придан одному из людей?

Эти слова говорят прежде всего о высоком достоинстве человека. Мы, люди, склонны пренебрегать человеком, если он кажется нам малым и незначительным, если это убогий, калека, нищий… Но у этого человека есть Ангел, который печется о нем и который предстоит Лицу Божию. Таково попечение Бога об этом человеке.

Мы не обязаны считать, что к каждому из нас приставлен персональный Ангел или что персональный бес приставлен, чтобы искушать нас. Не исключено, что это именно так, мы встречаем указания на это в житиях и в творениях некоторых святых, но может быть и иначе. Что мы можем знать о происходящем в духовном мире? Нам достаточно знать, что Ангелы хранят нас, а бесы ищут, как погубить. А стремление уложить это в какую-то умопостигаемую систему вызвано гордостью человека, мыслью, что это для него возможно.

- Как сочетаются возможное воздействие на нас Ангела Хранителя и наша свободная воля?

А как сочетаются наша воля и наличие у нас добрых умных друзей, которых мы слушаем, от которых ждем совета и поддержки в трудную минуту? Есть, однако, очень важное различие в воздействии на нас бесов и в воздействии Ангелов. Бес не может знать мысли человека. Он может действовать, исходя из того, что известно ему о нас как великому психологу и великому аналитику. Наблюдая за нами, он догадывается, что в нас происходит. Ангел же действует Духом Святым и в Духе Святом,и мы для Ангела прозрачны.

Жития святых хранят немало рассказов о явлении Ангелов. Чаще всего их видят в образе прекрасных мужей или юношей в светоносных одеждах. Значит, у них есть-таки зримый облик?

Важно понимать, что святые видели Ангелов не телесными очами, но очами духовными - умным, необразным зрением. Нам трудно это себе представить: мы, земные люди, мыслим образами, за каждой нашей мыслью возникает вещественный образ. Но святые, когда на них нисходил Дух Святой, благословение Божие, видели явления иного мира, видели райское блаженство. Не в образах, а как оно есть. Нам очень трудно понять, что в той, другой жизни уже не будет привычных нам образов, что это будет жизнь совсем другая. Когда человеком овладевает духовная радость, он не может сказать, чему он, собственно, радуется, для этого нет слов. Апостол Павел был очень красноречивый человек, он мог выразить словами все, что ему было нужно выразить, но он не мог рассказать о том, что видел, когда был восхищен до третьего неба, потому что это нельзя на человеческом языке выразить, это совершенно разные области. Он слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12 , 4). Такие видения бывали у святых. Но бывают и иные видения - когда нам, как маленьким детям, показывают что-то в доступных для нас образах. Демон с черными перепончатыми крыльями, со страшными рогами, клыками - это очень подходящий образ для того, чтобы этот демон явился человеку, но ошибочно при этом думать, что у демона действительно есть такие крылья, рога. Что же касается Ангела - сущность его лучше отражает, наверное, не этот традиционный образ - прекрасный юноша, а наше понимание того, что коль скоро Бог есть любовь, то и служитель Его тоже есть любовь. Присутствие Ангела - это всегда мир, глубокая сердечная успокоенность и ощущение того, что тебя согревает любовь.