Отопление, канализация, водоснабжение

Открытое логопедическое занятие по теме зима. Конспект логопедического занятия на тему «Зима

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

    Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

    Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

    Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

    Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

    Развитие речевого слуха.

    Развитие диалогической речи.

    Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

    Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

    Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

    Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой. Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно. «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила». О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная) - Если метет метель, то погода какая? (метельная) - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная) 4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела) . Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила). Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – ( морозец) . Лёд – ( ледок). Холод – ( холодок). Снежинка – ( снежиночка ). Метель – ( метелица) 6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (
Снег .) С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (
Снежинки.) На дорожки, на лужок
Всё снижается... (
Снежок. ) Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (
Снегопад.) Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (
Снежки .) Словно в белый пуховик
Нарядился... (
Снеговик. ) Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (
Снегурка .) На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (
Снегири .) Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (
Снег .)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка. Логопед: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок). «Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз Дворник улицу метёт, Имитируют Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся Ловко бегаем на лыжах, Имитируют И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает: - Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик ) (Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже . Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

( Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…» (Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.) 11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Конспект занятия по теме:

«Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова».

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие

(коррекция звукопроизношения и развитие речи)

для дошкольников старшего возраста.

Цели:

  • автоматизировать звук С в закрытых слогах и в конце слова.
  • формировать умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

Задачи:

коррекционно- развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать связную речь, умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Зима»;
  • познакомить с буквой С, соотнести звук «с» с буквой;
  • формировать начальные навыки чтения.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям,

трудолюбие).

здоровьезберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Сюжетные и предметные картинки для артикуляционной гимнастики,сюжетные картинки «Зимой в лесу» и « Летом в лесу», предметные картинки «Дикие животные нашего леса», сюжетные картинки на тему:«Зимние забавы детей», ватные снежки, картинки «заяц» и «белка», указка, таблица для зрительной гимнастики, деревянные бусины, предметные картинки из пособия Каше Г.А., кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года», магнитофон, снежинки из серебристой бумаги.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Оргмомент.

Педагог загадывает загадки о зиме.

Дети отгадывают.

Организовать детей,

настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

ll.1

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Автоматизация звука С в конце слова». Просит детей признести слова со звуком С в конце слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед ставит мини-печать в тетрадь ответившему ребенку.

Дети произносят слова.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука С в позиции на конце слов

ll.2

Актуализация знаний.

Д/ и «Скажи наоборот».

Игра «Отгадайте, где мы сегодня побываем?».

Использование магнитофонной записи П.И.Чайковского «Зима».

Логопед предлагает детям поиграть в игру- называть слова, противоположные по значению.

Педагог предлагает детям совершить прогулку в зимний лес. Рассказывает, что прогулка будет в нашем воображении.Выясняет впечатления о музыке.

Дети подбирают слова- антонимы.

Жарко-холодно;

пушистый- гладкий;

зимний- летний и т.п.

Дети слушают произведение.

Рассказывают, что представили.

Актуализировать знания,

подготовить к восприятию нового материала.

Актуализировать знания по теме занятия.

ll.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Дыхательное

Упражнение: «Снегопад».

Д/и «Найди отличия».

Д/и « Зимние

забавы».

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся на прогулку в зимний лес,где будут продолжать учиться правильно произносить звук С и красиво говорить. Спрашивает,помнят ли дети основные признаки зимы.

С помощью наводящих вопросов выясняет,что им напомнила музыка.Просит отвечать на вопрос полным предложением.

Педагог предлагает изобразить «снегопад»- сдуть снежинку с ладошки, контролируя правильность выдоха.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки животных (выставляет их на доску попарно), найти отличия и рассказать о них полным предложением, используя маленькое слово А.

Логопед предлагает детям доставать по две картинки из волшебной шкатулки и рассказывать, что делают дети одним предложением с маленьким словом А.

Дети показывают как умеют правильно произносить звук С.

Дети вспоминают основные признаки зимы.

Дети отвечают, что им помогла вспомнить музыка, которую они слушали(снегопад, метель, вьюгу и пр.).

Дети выполняют упражнение.

Дети составляют предложения по картинкам.

Медведь большой, а мышка маленькая.

У зайца длинные уши, а у медведя короткие.

Белочка прыгает по деревьям а зайчик скачет по земле.

Заяц белый,а волк серый.И т.п.

Дети рассказывают.

Девочка катается на коньках,а мальчик лепит снеговика. И т. п.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука С.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать правильный выдох.

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А.

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А

ll.4

Закрепление изученного материала.

Д/ и «Как заяц и белка приготовились к зиме».

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Динамическая пауза «Поиграем с белочкой».

Речедвигательная ритмика.

Автоматизация произношения звука С в конце слова.

Знакомство с буквой С.Чтение обратных слогов.

Зрительная гимнастика

«Снежок».

Логопед сообщает, что в лесу под елочкой спрятался заяц и демонстрирует картинку. Просит детей рассказать,как заяц готовится к зиме.

Педагог рассказывает, что на елке притаилась белка.

Просит детей рассказать, как белка приготовилась к зиме.

Логопед предлагает детям выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Логопед предлагает детям выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А,О,У,Ы,С; слогов АС,ОС,УС,ЫС.

Логопед предлагает помочь белочке нанизывать грибы на веревочку. Правильно произнесешь слово со звуком С- и нанизываешь грибочек.

Логопед демонстрирует детям куклу Снегурочку и сообщает, что ее имя начинается на букву,

которая обозначает звук занятия. Это буква С.

Затем предлагает детям произнести слоги с данной буквой, вписанные в снежинки (на доске).

Логопед просит детей проследить взглядом за указкой - « летит снежок».

Дети вспоминают, как заяц готовился к зиме. Поменял серую шубку на белую.

Летом у зайчика шубка серая, а зимой белая

Дети вспоминают, как белочка готовилась к зиме.Заготовила припасы,поменяла шубку на серую.

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

Дети повторяют слова за логопедом (нос, ананас, пылесос, мыс, квас..) и нанизывают на шнурок деревянные бусинки- «грибочки».

Дети знакомятся с буквой С, затем читают слоги АС, ОС,УС,ЫС.

Дети следят за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры.

Обогащать словарь по теме занятия.

Закреплять навык ответа полным предложением.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить правильное происношение звука С в обратных слогах.

Развивать фонематическое восприятие, общую моторику, координацию речи с движением.

Закрепить правильное произношение звука С в позиции на конце слова.

Развивать мелкую моторику.

Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения.

Закреплять правильное произношение звука в

процессе чтения.

Соблюдать режим охраны зрения.

Д/и « Закончи предложение».

Логопед предлагает детям закончить услышанное предложение, а затем повторить его полностью

(Зимой бывает снегопад,а осенью...

Зимой снег падает, а весной..

Зимой лес спит, а весной...

Зимой бывает холодно,а летом..

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой зайчик белый, а

летом серый. И т.п.).

Дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью.

Закрепить навык составления сложного предложения со значением противопоставления.

ll.5

Контроль знаний и умений.

Д/и «Подбери картинку».

Д/и «Зимой-летом».

Педагог просит детей помочь Снегурочке найти картинки со словами, в названии которых есть звук С и правильно их назвать.

Логопед предлагает детям по картинкам «Зимой в лесу» и «Летом в лесу» найти различия в природе, поведении и окраске животных, играх детей, зимой и летом и рассказать об этом полным предложением.

Дети выбирают картинки, в названии которых есть звук С и называют их.

Дети по цепочке придумывают предложения с опорой на картинки, используя

противительный союз А.

Зимой на земле лежит снег, а летом растет трава.

Зимой бывает холодно, а летом жарко.

Зимой дети катаются на коньках, а летом на роликах. И т.п.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука С в позиции на конце слова.

Проверить навык составления сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

lll.1

Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, куда их перенесла прослушанная музыка, какие задания помогла им выполнить?

Какой звук они учились поизносить сегодня?

Педагог оценивает работу детей и дарит каждому снежинку.

Дети делятся своими музыкальными впечатлениями от прослушанной музыки.

Повторяют признаки зимы.

Называют звук, уточняют правильную артикуляцию.

Обобщить тему занятия; развивать внимание, память.

lll/2

Домашнее задание.

Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.


Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа . Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед. На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (с опровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Логопед. Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед. Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед. Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : « А у тебя сколько точек?».

Дети. Три точки.

Логопед. А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед. Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед. Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед. Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т.д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Логопед. Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Татьяна Идричану
    Индивидуальное логопедическое занятие по дифференцировке звуков [С]-[З] «Зимняя прогулка»

    План – конспект

    Индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей логопедической группы № 2 «Светофорчик» для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

    Тема : «Зимняя прогулка »

    Цель : Дифференциация звонких - глухих согласных звуков (с) - (З) в слогах, словах и в предложениях.

    Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

    Задачи :

    1. Продолжать упражнять в правильном произношении звуков (с, (з)

    2. Учить дифференцировать звуки (с) - (з) в слогах, словах и предложениях; определять их отличие по звонкости и глухости, используя разные приёмы.

    3. Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутыми полными предложениями, образовывать притяжательные прилагательные, подбирать однокоренные слова к существительному.

    4. Упражнять в подборе прилагательных к существительному, в правильном употреблении форм родительного падежа имён существительных.

    5. Активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы и развлечения» .

    6. Работать над развитием связной речи, общих речевых навыков (четкости, дикции, интонационной выразительности) .

    7. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, кратковременную и долговременную память, творческое воображение.

    8. Продолжать развивать артикуляцию, мимику, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    Материал и оборудование :

    Предметные картинки – санки, сумка, сова, заяц, замок, коза; 2 куклы, одетые в зимнюю одежду – зелёный и красный комбинезоны, снежинки, синтепон – «сугроб» , «дорожка» , магнитная доска, магниты красного и зелёного цвета, флэшка с записью музыки П. И. Чайковского «Декабрь» из альбома «Времена года» .

    Методы и приёмы :

    Практические : - воспроизведение слогов , дополнение предложений, образование притяжательных прилагательных подбор однокоренных слов, подбор прилагательных к существительному, проговаривание скороговорок , дифференцировка звуков (с) (з) в слогах, словах и предложениях;

    Наглядные : показ, демонстрация;

    Словесные : беседа, загадка, вопросы, словесно-дидактические игры, скороговорки.

    Детская деятельность Формы организации совместной деятельности

    Игровая д/и «Чудесный сон» , д/и «Снежки» , д/и «Наоборот» ,

    д/и «Закончи предложение» , д/и «Кого не

    стало»,д/и «Снежный ком» , д/и «Чья снежинка?» ,

    д/и «Помоги снежинкам» , д/и «Дружная семейка» ,

    д/и

    Восприятие художественной литературы Скороговорки про сову и про зайку,

    загадка про снеговика.

    Продуктивная Воспроизведение слогов , дополнение

    предложений, образование притяжательных

    прилагательных подбор однокоренных слов,

    подбор прилагательных к существительному,

    отгадывание загадки, проговаривание

    скороговорок, дифференцировка звуков (с)

    (з) в слогах, словах и предложениях.

    Коммуникативная Развитие умения вести монолог и диалог,

    а также решать разные речевые задачи.

    Познавательно-исследовательская Зимние игры и забавы , приметы и явления

    Музыкально-художественная Запись музыки П. И.

    Чайковского «Декабрь» «Зима» из

    альбома «Времена года» .

    Двигательная Пальчиковая гимнастика «Снежинки» .

    Логика образовательной деятельности

    №1Орг. момент : «Сегодня к нам

    пришли в гости 2 подружки –

    Соня и Зоя.

    А) Д/и «Чудесный сон»

    «Соне приснился зимний сон ,

    как будто она подружилась ….

    А с кем – отгадай : что за снежный

    человек, стоит на горке он с утра,

    морковкой – нос, в руке – метла,

    боится солнца и тепла?»

    «Правильно, она как будто подружилась

    со снеговиком, и они вместе играли»

    2. Основная часть занятия :

    А) «Соня и снеговик весело улыбались

    друг другу (упражнение «Улыбка» ,

    показывали зубки. У кого белее?

    (упражнение «Забор» ). Бегали по снегу

    (упражнение «Лопата» , прокладывали

    дорожки (упражнение «Желобок» , катались

    с ледяной горки (упражнение «Горка» ,

    чтобы далеко скатиться с ледяной горки,

    ветер должен был быть сильным и

    длительным (произносит длительно звук «с» ).

    Какой ветер свистел в ушах?»

    «Утром Соня вспомнила про свой сон и пригласила Зою на улицу погулять. Вышли девочки во двор, а там снега нападало много. Давай вспомним с тобой пальчиковую гимнастику «Снежинки»

    Б) Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

    «Тихо падают снежинки,

    Прямо падают в ладошки.

    Есть снежинки больше шишки,

    Есть снежинки меньше крошки»

    В) «Идут девочки, а снег скрипит под ногами. А девочки каждая напевает свою песенку. Давай вспомним, какая у Сони песенка, а какая у Зои песенка?»

    «Правильно, у Сони глухая песенка, потому что голосок спит. А у Зои звонкая : голосок дрожит.»

    Г) «Сейчас погуляем по снежной дорожке с Сониной песенкой : со звуком (с, (с, (с… А обратно пойдём с Зоиной песенкой : со звуком (з, (з (з…»

    Д) Д/и «Снежки»

    «Соня предложила Зое полепить снежки. Каждая должна лепить, напевая свою песенкой – Зоя звонкую - (з, Соня глухую - (с) : са-са-са – за-за-за; со-со-со – зо-зо-зо; су-су-су - зу-зу-зу; сы-сы-сы – зы-зы-зы;

    Е) Д/и «Наоборот»

    «Зоя предложила Соне поиграть в перестрелку снежками. Каждая должна бросать, напевая свою песенку : ас – аз; ос – оз; ус – уз; ыс – ыз.»

    Ё) Д/и «Снежный ком» , «Закончи предложение» .

    «Посмотри, как много разных снежинок нападало. Девочки решили скатать большой снежный ком. Давай им поможем. Для этого нужно внимательно слушать мои предложения и заканчивать его той снежинкой, картинка которой подходит по смыслу к этому предложению. Взять её и положить к этому снежному кому.

    На суку сидит … (сова) .

    Зоя заперла на заборе (замок) .

    Соня скатилась с горки на (санках) .

    Зоя забыла на газоне (зайца) .

    У Сони ананасы в (сумке) .

    Зоя загоняет в загон (козу)

    Ж) Д/и «Чья снежинка?»

    «Ком у девочек получился очень большим, и он не катится. Поэтому они решили разделить его на 2 кома.

    В Сонином коме будут снежинки с картинками, в названии которых слышится Сонина песенка : звук (с, под красным магнитом. В Зоином коме – с Зоиной песенкой : звук (з, под зелёным магнитом. Когда будешь брать снежинку, нужно называть, чья картинка на ней : например, это Зоина коза. И положить эту снежинку в Зоин ком»

    З) Д/и «Кого не стало?»

    «Девочки решили поиграть в игру «Кого не стало?» Посмотри внимательно на Зоины и Сонины картинки и запомни их. Закрой глаза (убираются сова и заяц по очереди)

    Открой глаза и скажи, кого не стало?»

    И) Рассказывание скороговорок про сову и зайку. «В саду темно, все спят давно.

    Одна сова не спит, на суку сидит»

    «Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка. Зайка не спит, Зою зовёт : зайке коза спать не даёт»

    Й) Д/и «Помоги снежинкам»

    «Подружки идут и любуются красивыми снежинками, которые упали на землю. И вдруг они увидели 2 необычные снежинки. Найди их. Какие они? (грустные, некрасивые) .

    Покажи, какие они грустные.

    А почему они такие, как ты думаешь? (Они грустные, потому что у них лучиков мало, а ведь снежинки должны быть лучистые, узорные). Девочки решили им помочь. Но чтобы появились лучики, нужно вспомнить «снежные» и «зимние » слова.

    К) Д/и «Дружная семейка»

    Соня стала придумывать снежные слова, в которых прячется слово – снег (снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик) . А Зоя зимние слова , в которых прячется слово – зима (зимушка, зимовать, зимующие, зимний )

    (На каждое слово отгибается лучик у снежинки.)

    Л) Д/и «Подбери слова – признаки к снежинкам»

    «Увидели снежинки, как много у них лучиков стало, и удивились.

    Покажи, как они удивились.

    А потом весело улыбнулись. Покажи как. Почему они обрадовались? Какими снежинки стали?

    3 Заключительная часть :

    Подведение итога занятия

    «Девочки очень обрадовались, что смогли вместе с тобой помочь снежинкам. Они весёлые и довольные побежали домой.

    Кто сегодня приходил к нам в гости?

    Какая песенка была у Сони? Назови её.

    Какая песенка у Зои? Назови её. Почему и чем они отличаются? Молодец. Правильно!

    На этом наша зимняя прогулка закончилась .