Отопление, канализация, водоснабжение

16 августа антоний римлянин новгородский преподобный. Святой преподобный антоний римлянин, новгородский чудотворец

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово - пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году (издано в "Православном собеседнике", Казань, 1858, май-июнь). Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно. (Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова.М. -Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 58-59).

Антоний Римлянин

Карпов А. Ю.

Антоний Римлянин (ум. 1147/48), основатель и первый игумен новгородского Рождество-Богородицкого Антониева монастыря.

Житие преп. Антония сообщает о том, что он был уроженцем г. Рима, принял монашеский постриг в 18-летнем возрасте в некой "пустыни", пробыл в ней двадцать лет и после разорения обители "латинянами" еще год с лишним провел на камне близ берега моря, после чего чудесным образом - минуя "теплое" море, Неву, Ладожское озеро и Волхов - приплыл на камне в Новгород. Впрочем, прозвище "Римлянин" появляется в источниках лишь со второй половины XVI в. (наиболее ранние списки Жития); летописи же никоим образом не намекают на "римское" или вообще иноземное происхождение основателя Антониева монастыря, так что современные исследователи склонны считать это не более чем легендой, появившейся в эпоху утраты Новгородом своей государственности. Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что в XII в. словом "римлянин" мог называться выходец не только из самого Рима, но и из другой части Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Известно, что Антоний появился в Новгороде при жизни епископа Никиты (т. е. не позднее января 1109 г.). Житие называет точную дату, когда это произошло: сентябрь 1106 г. (5 сентября указанного года камень, на котором находился преподобный, оторвало от берега, и спустя два дня и две ночи он уже был в Новгороде), однако насколько эта дата достоверна, сказать трудно. Несомненно, Антоний был весьма состоятельным человеком. (В Житии приведены чудесные обстоятельства, при которых он возвратил богатство, утраченное им ранее.) В копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония, в которой он "возвещает", что "изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа". За земли и "тони", на которых возник основанный им монастырь, Антоний уплатил из собственных денег 70 гривен и еще 100 гривен "на селе… на Волховскомъ".

В Новгородской Первой летописи имя Антония упоминается начиная с 1117 г. в связи с активным каменным строительством, развернувшимся в основанной им обители. В 1117 г. Антоний "заложи церковь камяну Святыя Богородиця манастырь"; эта церковь была завершена строительством в 1119 г.

В 1125 г. Богородицкая церковь была расписана, о чем также сохранилась запись в летописи, а спустя два года, в 1127 г., Антоний закладывает в своем монастыре каменную трапезную. Таким образом, Антониев монастырь очень быстро превращается в один из наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей.

Тем не менее в течение длительного времени Антоний возглавлял монастырь, не имея сана игумена. По предположению В. Л. Янина, это могло быть следствием некоего конфликта между основателем монастыря и новгородским епископом Иоанном Попьяном (1110-1130), что в свою очередь отражало более широкий конфликт, существовавший между новгородцами и новгородским епископом. И в самом деле, в духовной грамоте Антония Римлянина (ее предположительно датируют временем не позднее 1131 г.) ощущается откровенно неприязненное отношение к епископской (и, к слову сказать, княжеской) власти, заведомое осуждение возможного в будущем перехода монастыря под покровительство новгородского владыки: "А которои братъ нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ… или ото князя начнетъ по насилью деяти кому или по мзде, да будетъ проклятъ; или епискупъ по мзде начнетъ кого ставити… да будетъ проклятъ".

Лишь после появления в Новгороде нового владыки, Нифонта (1 января 1131), Антоний был поставлен им в игумены основанной им обители (1131/32, возможно, в конце января - феврале 1132). Преставился преп. Антоний в 1147/48 г. (согласно Житию, 3 августа 1147; по летописи, скорее, зимой 1147/48).

Преп. Антоний был погребен в построенной им церкви Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, его почитание в монастыре началось уже вскоре после его кончины. В Житии преп. Антония, составленном в XVI в., повествование ведется от имени его ученика и преемника Андрея, второго игумена Антониева монастыря (1147-1157); не исключено, что книжник XVI в. воспользовался подлинным кратким Житием святого, действительно написанным Андреем в XII в., но не дошедшим до нас. Больше оснований говорить о прославлении преподобного начиная с XVI в., когда при игумене Вениамине (1547-1552) в монастырь с берега Волхова был перенесен камень, на котором Антоний якобы приплыл в Новгород (камень сохранился до сих пор), и на камне был написан образ святого; позднее, при игумене Кирилле (1580-1594), образ был поновлен. 3 августа 1597 г. состоялось обретение мощей преп. Антония и их перенесение в окованную серебром раку в Рождественском соборе; тогда же преп. Антоний Римлянин был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1731 г. мощи переложены в новую, также окованную серебром кипарисовую раку. В 1927 г., в разгар антицерковной кампании, рака преп. Антония Римлянина была вскрыта, мощи вынуты; их нынешнее местонахождение неизвестно.

Церковная память преп. Антония Римлянина празднуется 17 января (день памяти преп. Антония Великого), 3 августа (день перенесения мощей), а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых.

Как уже было сказано, в копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония. Вместе с нею в том же списке читается купчая на землю для Антониева монастыря, тогда же (т. е. в XVI в.) атрибутированная преподобному. Однако относительно ее подлинности в литературе были высказаны различные мнения: согласно одной точке зрения, эта купчая является поновленной копией с оригинала; по-другому, она представляет собой фальсификат XVI в.

В новгородском Софийском соборе сохранялось медное паникадило, принадлежащее, по преданию, преп. Антонию Римлянину; в Антониевом монастыре до 20-х г. XX в. хранились две приписываемые преподобному камчатые ризы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Все о религии и вере - "антоний римлянин молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Память: 3 / 16 августа

Преподобный Антоний Римлянин чудесным образом оказался на Новгородской земле в начале XI века. Аскет, благотворитель и храмостроитель. От его мощей происходили многочисленные исцеления от болезней, изгонялись бесы. К нему обращаются за помощью в молитве для укрепления сил, терпения и веры в различных искушениях, при путешествиях по воде и при изучение иностранных языков.

Преподобный Антоний Римлянин. Икона, 1-я треть XVII века

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, глас 4

Ветхий Рим отечество твое оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 8

Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветение: многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси: и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: Радуйся, отче Антоние.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 2

Яко звезда, воссиял еси от Рима, и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Антоние.

Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты бо во плоти еще сый, божественным мановением управляемь, ветхий Рим, Отечество твое, и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель сию, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их: сего ради нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и радуяся о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты и сердцем лобызающих молишися. Ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честным твоим мощем кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей, молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе: не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребу исполняя: болящым здравие, путьшествующым в пути благопоспешество, плавающым скорое и безбедное плавание даруя; обитель же сию от всяких бед, внезапно находящих, сохрани, и в ней живущыя и труждающыяся, купно же и им благодеющыя, от всяких напастей свободи; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойни славословити Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, в бесконечныя веки. Аминь.

Молитва преподобному Антонию Римлянину:

  • Молитва преподобному Антонию Римлянину. Преподобный Антоний Римлянин чудесным образом оказался на Новгородской земле в начале XI века. Аскет, благотворитель и храмостроитель. От его мощей происходили многочисленные исцеления от болезней, изгонялись бесы. К нему обращаются за помощью в молитве для укрепления сил, терпения и веры в различных искушениях, при путешествиях по воде и при изучение иностранных языков

Акафист преподобному Антонию Римлянину:

Канон преподобному Антонию Римлянину:

  • Канон преподобному Антонию Римлянину

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антоние Римлянине:

  • Преподобный Антоний Римлянин – Православие.Ru
  • Святой преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец – Новгородская епархия
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Антоний римлянин молитва

Аудио версия жития

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки бесплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, сеятель к нему сотворив, тело твое к ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение, многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси, и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти: радуйся, отче Антоние.

Ин кондак, глас 2

Яко звезда, воссиял еси от Рима, и дошел богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне отче Антоние.

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты, во плоти еще сый, Божественным мановением управляем, ветхий Рим, отечество твое, и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель сию, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их, тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже бесплотен со бесплотными предстоя, радующеся и, радуяся о притекающих к чудотворней раце твоей и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися. Ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честным твоим мощем кланяющихся и просящих от тебе милостиваго заступления. Мы, молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша приклоняюще тебе: не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребы исполняя, болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя; обитель же сию от всяких бед, внезапно находящих, сохрани, и в ней живущих и труждающихся, купно же и им благодеющих, от всяких напастей свободи, да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойни славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечныя веки. Аминь.

Антоний Римлянин

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Антоние, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, любовию тебе зовущих: Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче.

Ангельски на земли пожив, Богомудре Антоние, подвигом добрым подвизался еси; крест бо на рамена взем, Владыце Христу последовал еси. Ныне же предстоя престолу славы, молися о нас, почитающих тя и зовущих тебе сице:

Радуйся, яко чистотою и святынею Ангелом уподобился еси;

радуйся, яко постом и бдением безстрастия достигл еси.

Радуйся, светильниче Божественнаго света;

радуйся, молитв благовонное кадило.

Радуйся, верных неложное утверждение;

радуйся, неверных богомудренное обличение.

Радуйся, христиан благоотишное пристанище;

радуйся, благочестия стено необоримая.

Радуйся, крепкое кормило церкве Христовы;

радуйся, непоколебимый столпе православия.

Радуйся, Апостольских преданий верный блюстителю;

радуйся, правил седьми вселенских соборов хранителю.

Видя Господь Бог твердое желание души твоея сохранитися от вреждения веры, отче наш Антоние, яко новаго Авраама, пресельника тя сотвори в земли тебе еще чуждей, обаче по вере уже родственней; темже мя, радости исполнени, благодарим Бога, дивно прославляющего святыя своя, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Разум просвещен свыше имеяй, всем сердцем возлюбил еси православную веру. Не терпя видети в церкви Римстей смущения, и раздоры, и мятежи велии, восхотев оставил еси отечество и род твой. Мы же похваляюще ревность твою по вере, отче Антоние, радостно взываем ти: Радуйся, преподобных великих отцев последователю

радуйся, отступлений Римских обличителю.

Радуйся, безмолвия любителю;

радуйся, пустынный на мори и на суши жителю.

Радуйся, день и нощь на камни моливыйся;

радуйся, не имевый кущи, ниже покрова.

Радуйся, пустынным злаком питавыйся;

радуйся, единожды в седмице вкушавый.

Радуйся, наставниче богомудрия;

радуйся монашествующих славо.

Радуйся, скорый к освобождению от мирских сетей споспешниче;

радуйся надежный ходатаю нам царствия небеснаго.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Сила вышняго восхити тя от Рима, Богомудре Антоние, на камени, яко на легцем корабли, принесе тя в землю русскую, идеже обрет тихое пристанище, в пустыни вселился еси, не леностно поработал Христу, и во мнозем долготерпении руководил еси в царствие Божие духовная чада твоя, научив их единем усты и единем сердцы пети Богу: Аллилуиа.

Имеяй в сердце своем огнь любве Божественныя, Богомудре Отче, крепко подвизался еси противну козней диавольских, и победительным оружием креста Господня разсекал еси сети лукаваго, яко паучину. Темже молим тя, отче Антоние, помози и нам спасение улучити, да с любовию зовем ти таковая:

Радуйся, рабе Божий, благий и верный;

радуйся, сосуде полный небесныя благодати.

Радуйся, яко упованием Ною уподобился еси;

радуйся, яко чуднее Илии и Елиссеа по бездне водной на камени шествовал еси.

Радуйся, учителю смирения и целомудрия;

радуйся, образе кротости и послушания.

Радуйся, проповедниче чудес Христовых;

радуйся, наставниче дел добрых.

Радуйся бесовских сил прогнание;

радуйся столпе веры и утверждение.

Радуйся, восприявший от Христа силу и премудрость;

радуйся, вместилище Духа всесвятаго.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Бури морских волн не убоялся еси, преподобне отче Антоние, быв несен на камени с ветвию в руце твоей; не прииде к тебе ни скорбь, ниже страх, ни иная печаль кая, ни алчба, ни жажда. Но весь ум в Бозе углубив, и Того воли себе вдав, пребыл еси моляся Христу Богу и Пречистей Его Матери, и веселяся душею, пел еси с вои небесными: Аллилуиа.

Слышавше дивное твое от Юга к Северу прехождение, Богоносе Антоние, якоже бо Аввакум в Вавилон, пренесен был еси силою Божиею в Новград, яко Ангела во плоти разумеюще тя, вопием ти сице:

Радуйся, древле бывшаго Римския церкви православия осияние;

радуйся, Новуграду благодатное процветение.

Радуйся, светильниче многосветлых дарований духовных;

радуйся, нощи неведения и заблуждений разгонителю.

Радуйся, мглу страстей хотящим отгнати пособниче;

радуйся, по водам чудесно плавание совершивый и рыбныя ловцы обличивый.

Радуйся, по морю плавающих добрый кормчий;

радуйся по реце Волхове обуреваемых тихое пристанище.

Радуйся, бедствующих помощниче;

радуйся, утопающих избавление.

Радуйся, блуждающих верный наставниче;

радуйся, ищущих иноческого жития прибежище и руководителю.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Боготечную звезду мняся зрети выспрь в облацех Пречистую Владычицу нашу Богородицу, превечнаго Младенца на руках держащую; быв весь в радости духовней, преподобне Антоние, небрегл еси о страшном посреде волн морских плавании; но аки вне тела сый, забы себе услаждаемый видением Царицы небесныя, и от Тоя лучею некоею Божественною озаряемь пел еси Богу: Аллилуиа.

Видевше тя, отче Антоние, великаго Новаграда людие возрадовашеся радостию неглаголанною, начаша благоговейно приходити к тебе, просяще у тебе молитв и благословения. Ты же уведев принесенна себе во град, цветущ православною верою подивився всемощной силе Божией, како в два дни и в две нощи толикую долготу пути прейти тебе устрои Господь, возрадовался и возблагодарил еси Его. Мы же, чада твоя, окрест раки твоея предстояще, благодаряще Бога, любовию вопием ти:

Радуйся, яко дара великаго от Бога сподоблен еси;

радуйся, яко древним чудесем подобное на тебе содеяся.

Радуйся, новый Илие, яко на камени, аки на колеснице огненней, по водам шествовал еси;

радуйся, наш Апостоле, яко на камени, аки на облацех, несен был еси.

Радуйся, яко тобою посети и благослови Бог новопросвещенныя люди Новаграда;

радуйся, яко тобою укрепи их в православной вере.

Радуйся, истолкователю евангельского учения;

радуйся, наставниче и нас во гресех живущих.

Радуйся, неусыпный наш хранителю;

радуйся о всех верных ходатаю.

Радуйся, яко твоим молением от ада свобождаемся;

радуйся, яко твоим предстательством райския жизни сподобляемся.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотоворче.

Словес евангельских, еже не искати славы от человек, верный хранитель показался еси, Богоблаженне Антоние, егда бо Святитель Божий Никита, уведев о тебе, призва к себе, вопрошая: кто еси, откуду и како пришел; ты ничтоже ино отвещевавше, точию кланяяся, глаголаше: прости мя, Владыко святый, грешна суща человека и странна. Мы же, чудяся толикому смирению твоему, взываем Богу: Аллилуиа.

Возсияв от Римския страны, отче наш Антоние, просвети еси чудным твоим житием землю Новгородскую, в нейже обитель сотворил еси, и храм пречуден Божией Матери создал еси; сего ради благодаряще Отца небеснаго, давшего тебе толикую благодать силы Своея, к тебе, яко к теплому о нас молитвеннику, радостная воспеваем тако:

Радуйся, Ангельское житие нам являяй;

радуйся, страсти греховныя укрощаяй.

Радуйся образе истиннаго смирения;

радуйся, зерцало совершеннаго терпения.

Радуйся, наставниче великий спасению;

радуйся, приводяй грешных ко исправлению.

Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых;

радуйся душ немощных исцеление.

Радуйся, милостыню творити научаяй;

радуйся, ризы и брашна неимущим подавати повелеваяй.

Радуйся, пустынниче, мирскую честь и богатство возненавидевый;

радуйся, постниче от юности Богу послуживый.

Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче.

Хотяй избран Духу Святому себе сотворити, потщался еси тесным и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, взем на рамо свое крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно совершив, достигл еси уготованнаго тебе небеснаго воздаяния, и тамо благодарственно поеши Богу: Аллилуиа.

Новый воистинну подвижник явился еси в земле Российстей, отче наш Антоние. Кто изочтет твоя постническия подвиги; кто не подивится великому смирению твоему; кто от человек возможет святыни твоея величие проповедати; воистинну с небеси песнь тебе может быти воспеваема, а не от земли. Мы же, любовию возбуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, земный Ангеле и небесный человече;

радуйся, во плоти поживый духовне, на земли небесне.

Радуйся, всякую добродетель делы своими изобразивый;

радуйся, душевными очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, пред лицем Божиим, яко сын пред О

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Запись на стене

Седмица 11-я по Пятидесятнице

Постный календарь. Глас 1-й

Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V); прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).

Мч. Раждена Перса (457) (Груз.); прп. Космы отшельника (VI).

Сщмч. Вячеслава Луканина, диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева, пресвитера (1938).

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.#cвятые_старцы@mir_ver#жития_святых@mir_ver

Публикации

Тропарь и молитва святому.

Тропарь

Ветхий Рим, отечество твое оставив, на камень яко на легкий корабль возшел еси. И на нем паче естества аки безплотен по водам шествовал еси, Промышлением Божественнаго разума направляем, великого Новаграда достигл еси и обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветание, многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси, и тело твое многими леты соблюде нетленно, мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: радуйся, отче Антоние.

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о нас, недостойных рабех твоих, иконе твоей поклоняющихся (имена) и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей, угодниче Христов, не презри убогого сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребу исполняя, болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя. Храм (приход, дом) же сей от всяких бед, внезапно находящих, сохрани и в нем молящияся и труждающияся, купно и им благодеющия, от всяких напастей свободи, да вси твоими молитвами на земли благоугодно поживем и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойно славословити Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты (+1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.
Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.

(† 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых),основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. № 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. № 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику ХII в.

В житии преподобный именуется «римлянином», т. е. уроженцем Рима. Когда там начались гонения на православных, А. Р., будучи уже монахом, поселился на берегу моря и, стоя на камне, день и ночь молился Богу. Однажды на море поднялась буря, волна сдвинула камень, на к-ром стоял А. Р., и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Через 2 дня камень пристал к берегу Волхова, в житии указывается точная дата - 5 сент. 1106 г. От купца-грека А. Р., не понимавший рус. языка, узнал, что попал в Новгород. Купец представил А. Р. Новгородскому еп. свт. Никите , к-рый поехал на берег Волхова, чтобы увидеть камень и удостовериться в чуде. По благословению святителя А. Р. основал мон-рь там, где пристал его камень.

Духовная грамота и НПЛ также сообщают, что благословение на постройку мон-ря преподобный (летопись не называет его «римлянином») получил от Новгородского еп. Никиты, т. е. не позднее нач. 1109 г., что монастырская церковь была заложена святым в 1117-м, освящена в 1119-м, расписана в 1125 г.; в 1127 г. А. Р. начал строить в обители «трьпезницю камяну». Поставление А. Р. во игумена состоялось лишь в 1-й год епископства Нифонта , зимой 1131/32 г., что заставляет предположить какой-то конфликт между А. Р. и Новгородским еп. Иоанном Попьяном (1110-1130). А. Р. был погребен в Рождественском соборе основанного им мон-ря, у зап. стены.

Почитание А. Р. в мон-ре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игум. Вениамине (1547-1552) камень А. Р., к-рый до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в мон-рь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впосл., как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в мон-рь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игум. Кирилл (Завидов ; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по мон-рю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам А. Р. По повелению игум. Кирилла над камнем у зап. стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ А. Р. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник. «Трости Антония» - стебли водорослей, принесенные, по преданию, вместе с камнем, исцеляли от зубной боли.

Поскольку по молитвам к А. Р. происходило большое число исцелений, мон. Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, к-рое состоялось 3 авг. 1597 г.; в том же году преподобный был канонизирован к общерус. почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому (древнейшие списки - кон. XVI-XVII в.), в ней говорится о мощах А. Р., часто упоминается Новгород и Антониев мон-рь. В мон-ре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к кон. XVII в. было записано 18 новых чудес (ГИМ. Хлуд. № 199, кон. XVII в.). В 1666 г. исцелилась Феврония Иванова, страдавшая «исступлением ума», в 1675 г.- бесноватый Иоанн, сын Василия Поезжаева. В 1678 г., после молебна у мощей и у камня А. Р., произошло чудесное выздоровление Симеона, сына Трофима Павлова, на к-рого перед этим «напало забвение и родителей непознание». Камень А. Р. сохранился, находится в зап. приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи А. Р. были вскрыты в 1927 г., их совр. местонахождение неизвестно, весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г. Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского .

Память А. Р. указана в большинстве месяцесловов XVII в.: под 3 авг.- в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. № 237), под 3 авг. и 17 янв.- в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 310, 326), под 1 июля - в Кайдаловских святцах кон. XVII в. Краткое житие святого под 3 авг. помещено в печатном Прологе 1643 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. 17 янв. предписано совершать А. Р. бденную службу (см. Знаки праздников месяцеслова), переносимую на 19 янв. В Минее (МП) под 3 авг. помещена бденная служба А. Р. (Минея. Авг. Ч. 1. С. 110-127). В тексте службы Собору Новгородских святых А. Р. посвящен 6-й тропарь 3-й песни канона утрени, в к-ром описывается его плавание на камне (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449).

Ист.: НПЛ (по указ.); ГВНиП. № 102, 103; Житие прп. Антония Римлянина // ПС. 1858. № 5. С. 151-171; № 6. С. 310-324.

Лит.: Ключевский . Древнерусские жития. С. 306-311; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 48-51; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235; Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210; Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers» // Orbis scriptus: D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56; он же. Новгородские акты ХII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // НИС. Л., 1984. № 2 (12). С. 203-207; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт ХII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.

А. В. Назаренко

Иконография

О первом изображении А. Р., сделанном на камне при игум. Вениамине, в «Слове похвальном на пречестную память» сказано, что игумен «повеле на [камне] написати... преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери» (ГИМ. Муз. №. 1236. Л. 99-100). При игум. Кирилле над камнем был сооружен небольшой придел и вновь написан образ А. Р. («как бе и прежде»), поскольку первый «сокрушен бысть от дождя, понеже не покровлен бяше» (НГМЗ ОПИ. Д. 30056-33. Л. 31 об.- 34). Святой был изображен предстоящим Богоматери с Младенцем, в руке макет созданного им «чудного» храма Рождества Богородицы. На иконах данного извода А. Р. обычно представлен в рост, в монашеской мантии и схиме, с куколем на голове, плывущим на камне по Волхову, макет храма он держит в правой руке; вверху слева - образ Богоматери. К этому типу изображения относятся иконы 2-й пол. XVI в. (ГТГ), 2 иконы XVII в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). По описанию в иконописном подлиннике, А. Р. «сед, брада болши Иоанна Богослова, аки у Евфимия Великаго, на ногах ступенцы, стоит на камени, а камень на воде, в руце церковь» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 66 об., посл. четв. XVII в.).

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.).

Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ).

Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

В описи Антониева мон-ря 1696 г. (Димитрий . С. 253-273) упоминаются икона А. Р. в житии (в местном ряду иконостаса Рождественского собора); образ Спасителя с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и А. Р. (на столпе собора); образ Спасителя с предстоящими в молении свт. Никитой Новгородским и А. Р. (в приделе А. Р.); икона преподобных Антония Великого и А. Р. «в деянии» (в ц. прп. Антония Великого). В описи Антониева мон-ря нач. XX в. указана икона «Обретение св. мощей Антония Римлянина» 1696 г., находившаяся в Сретенской ц. (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 37).

Ист.: ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34.

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим . Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222; Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский . О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием // Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева . Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201; Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81; Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299.

Л. А. Секретарь