Отопление, канализация, водоснабжение

Организация информационно-библиографического обслуживания. Информационное обслуживание Библиотечно информационное обслуживание пользователей в новых условиях

Информационное обслуживание

обеспечение специалистов необходимой научной и технической информацией, осуществляемое информационными органами и службами. И. о. может иметь различные формы: выпуск информационных изданий (реферативных журналов, справочных бюллетеней и т. п.), составление списков литературы или подборки рефератов по заданной теме, перевод научных документов с одного языка на другой, подготовка обзоров фактографических справок, рекомендаций и т. д. (см. Информации документальной преобразование). И. о. предусматривает также представление потребителю оригиналов или копий научных и технических документов и литературы. Наиболее перспективным направлением развития И. о. является разработка и практическая реализация систем избирательного распространения информации, в которых учитываются индивидуальные особенности специалистов как потребителей информации и их конкретные запросы (см. Информационный поиск).

Организация И. о. основывается на чётком взаимодействии информационных органов и на применении современныхтехнических средств и систем информации хранения (См. Информации хранение), информационного поиска, воспроизведения и передачи информации, Информационным органом могут быть как отдельные учреждения (институт, центр), так и структурные подразделения ведомств, учреждений, фирм или предприятий (отдел или бюро научно-технической информации и т. п.), осуществляющие научно-информационную деятельность и И. о. специалистов, а также работу по научно-технической пропаганде. Кроме того, на крупные информационные органы возлагается задача выполнения научных исследований в области информационной теории и практики. К информационным органам относятся также научные и технические (специальные) библиотеки. Совокупность информационных органов в рамках какой-либо отрасли составляет отраслевую информационную систему (службу), а в масштабе страны - общегосударственную информационную систему (службу). Общее руководство деятельностью информационной службы СССР возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. См. Информатика .

В. А. Полушкин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Информационное обслуживание" в других словарях:

    Предоставление информации для: выработки и принятия решений; и/или удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. По английски: Information service См. также: Информационное обслуживание… … Финансовый словарь

    информационное обслуживание - Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN information service FR service… …

    информационное обслуживание - 3.2.2.1. информационное обслуживание: Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационное обслуживание - вид обеспечения контрразведывательной деятельности, заключающийся в предоставлении руководящему и оперативному составу запрашиваемых им сведений о противнике, о работе органов государственной безопасности в целом или по конкретной линии… … Контрразведывательный словарь

    информационное обслуживание - Rus: информационное обслуживание Eng: information service Fra: service d information Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    В РФ информационное обслуживание, включающее предоставление: библиографической информации об общероссийских классификаторах: дата введения в действие, учреждение, ответственное за ведение общероссийского классификатора, наличие изменений;… … Финансовый словарь

    информационное обслуживание телеметрируемого объекта - информационное обслуживание Процесс сбора, обработки и формирования сообщений о контролируемых системах и изучаемых явлениях, а также распределение потоков этих сообщений по различным бортовым потребителям. Примечание К бортовым потребителям… … Справочник технического переводчика

    информационное обслуживание в режиме сети - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN networked information serviceNIS … Справочник технического переводчика

    информационное обслуживание на базе Интернета - — EN internet search service The provision of special aid by library staff trained to query bibliographic or other information contained on the Internet, a large distributed… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Справочное пособие библиотекаря. Библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание , И. В. Балкова. Справочное пособие библиотекаря - новая книга специалиста в области библиотековедения И. В. Балковой, автора ряда работ, которые нашли положительный отклик у профессионалов библиотечного…
  • Mitsubishi Lancer Модели с 2006 года выпуска с двигателями 4 А 91 1 5 л 4 В 10 1 8 л и 4 В 11 2 0 л Устройство техническое обслуживание и ремонт , . Справочное информационное издание руководство по ремонту и обслуживанию Mitsubishi Lancer, руководство по эксплуатации Mitsubishi Lancer, устройство Mitsubishi Lancer с 2006 года выпуска,…

Понятие библиотечно-информационного обслуживания. Принципы, функции, значение библиотечно-информационного обслуживания.

Стационарные формы обслуживания (виды абонемента, читальных залов, отделы справочно-библиографического обслуживания, правовой и деловой информации, выставочной работы, краеведческой литературы, электронных ресурсов, медиатеки и др.). Внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы библиотечного обслуживания: библиомобили; библиотеки на остановках общественного транспорта, в торгово-культурных центрах, скверах, открытых площадках города; книгоношество и др). МБА, ЭДД.

Особенности библиотечно-информационного обслуживания в библиотеках разного типа.

Информационное обслуживание - обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).

Это позволяет дать следующее определение;

Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Основные теоретические подходы к БИО;

1Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.

2 Пропаганды книги - аспект анализа - определения.

3Читательские интересы - аспект анализа - понятийный аппарат.

4 Информационные потребности - аспект анализа - структура.

5 Типология читателей - аспект анализа - концептуальные основы.

6 Диалогика БО - аспект анализа - законы.

7 Читательское развитие личности - аспект анализа - закономерности.

8.Информационная культура - аспект анализа - принципы.

9 Социализация личности - аспект анализа - функции.

10Психология и педагогика - аспект анализа - цели.

11 Библиотечная педагогика - аспект анализа - методы.

12 Библиотечные услуги - аспект анализа - история.

13Технология БО - аспект анализа - взаимосвязь с другими теориями.

14Маркетинг - аспект анализа - практическая ценность.

Функции БИО:

1Социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительные, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;

2.Психологические - ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексифные;

3. Педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.

Реализация в практической деятельности библиотек социальных, психологических и педагогических функций способствует достижению результативности в информационной социализации социальных субъектов.

Существуют разные взгляды на систему принципов БИО, их формулировки и понимание. Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы, каждый из которых включает еще несколько принципов:

1.Принцип целесообразности содержит конгуэнтность (соответствие БИО тем задачам, которые ставит перед ним общество), востребованность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психолого­педагогическую эффективность, экономичность.

2.Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг, библиотечной среды в зависимости от внешней обстановки, универсализации и специализации, централизации и децентрализации в их единстве.

3. Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма (многообразия) в идеологическом, содержательном и организационно- методическом аспектах; социальной справедливости, суверенитета, доступности информационных продуктов и услуг, их приближения к пользователю; разумного сочетания в предоставлении платных и бесплатных услуг на основе равноправия.

4 Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, сообщности, компетентности, профессионализме, сотрудничестве, корпоративности, систематичности, приоритетности, индивидуализации и дифференциации, целостности и избирательности, многопрофильное™.

Организация БИО осуществляется в стационарной и внестационарной формах.

К стационарному обслуживанию относят: абонемент (индивидуальный и коллективный, групповой, функциональный, отраслевой, специализированный - по видам документов и др.), читальный зал (общие, предназначен для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек; специализированные, организуются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей с т.з. особенностей самой личности или определенных видов документов), межбиблиотечный и международные абонементы.

К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек (суда, поезда, самолеты), книгоношество, «книгоразвоз», бригадный абонемент.

В современных условиях о виртуальном обслуживании можно говорить так же как о внестационарном обслуживании на основе удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью новейших технологий.

Библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности состоит в содействии духовной самореализации личности.

Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы.

Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям - педагогам.

Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. В работе с этой группой населения важно создать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявить терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателя, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.

Общение - взаимодействие людей в рамках общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий. Общение также рассматривается и как возникновение, установление, развитие и прекращение контактов между людьми в процессе решения ряда вопросов, связанных с различными сторонами их социальной деятельности.

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная - отражает обмен информацией между общающимися библиотекарями и читателями. Рассматривается как цель.

2. Перцетивная - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ее содержание можно рассматривать как психологическое условие эффективности процесса.

3. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия библиотекаря и читателя в обмене не только информацией, идеями и знаниями, но и действиями. Выступает как средство достижения цели в удовлетворении информационной потребности.

В реальной практике общения в процессе БИО все три стороны тесно связаны между собой.

В общении важно учитывать и ее фазы (формы):

1. Побуждение к действию и направленность на партнера.

2. Уточнение ситуации действия и психологическое отражение партнера.

3. Само действие и информирование партнера, прием ответной информации.

4. Свертывание контакта и отключение от партнера.

5. Оценка и рефлексия результата общения.

В целом коммуникативный акт происходит на основе взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения, взаимооценки.

Существуют разные манеры общения. Можно выделить типы собеседников:

1.Доминантный (настроен влиять на другого; жесткий, напористый, легко

перебивает, повышает голос, не дает партнеру прервать себя; решителен, легко сворачивает разговор на полуслове) и недоменантный (уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко сносит, когда его прерывают, чуток к внешним признакам силы собеседника, ссора тяготит его и пугает).

2. Мобильный и ригидный.

Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.

Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.

Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.

3.Экстраверт и интроверт

Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.

Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.

Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.

Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.

Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития , обучения и воспитания ребёнка.

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение - форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе , ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Метод проектов. В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:

1. рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.

2. используется как исследовательский библиотековедческий метод.

3.выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях

Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.

В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.


Похожая информация.


Информационное обслуживание — обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).

Это позволяет дать следующее определение:

Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Основные теоретические подходы к БИО:

1. Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.

Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.

Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.

Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.

3. Экстраверт и интроверт

Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.

Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.

Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.

Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.

Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития , обучения и воспитания ребёнка.

Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе , ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Метод проектов.

В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:

1. Рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.

2. Используется как исследовательский библиотековедческий метод.

3. Выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях

Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.

В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.

Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.

Библиотеки уделяют все больше внимания приобретению разных средств обеспечения доступа к информации, например баз данных (БД) на компакт-дисках, а также организации аналитико-синтетической переработки информации и передачи ее на расстояние.

Положительной является и такая новая тенденция в информационном обслуживании потребителей, как переход от формирования БД для широкого круга абонентов к организации специализированных, почти персональных баз данных или информационных систем. Такие БД учитывают разнообразные аспекты информационных потребностей определенного заказчика — от тематики, вида изданий, хронологии, до лингвистических приоритетов, записи и структуры, формата обмена информацией и т.п.

Деятельность каждой библиотеки базируется на определенной технологии, формирование которой осуществляется под влиянием ряда факторов внешне; > внутренней сред. Решающая роль в данном случае при- надлежит технологической среде, окружающей библиотеку.

Технологические нововведения активно влияют в первую очередь на процессы, связанные с формированием информационных ресурсов, и организацию обслуживания пользователей. Вся история развития библиотек — это история использования в их деятельности тех технологических решений, которые получили широкое распространение в общественной жизни.

Будучи открытой системой, библиотека получает из внешней среды различные виды ресурсов, в первую очередь информационные. Технология создания тех или иных видов документов и их общественное признание служили основанием для формирования библиотечных фондов. Именно поэтому печатная книга постепенно вытеснила из фондов библиотек свою предшественницу — рукописную книгу. В XX в. на полки хранилищ библиотек рядом с разными видами произведений печати встали грампластинки, аудио- и видеокассеты, а сейчас и компакт-диски, которые все более активно теснят книгу. На смену перьевой ручке в библиотеки в свое время пришла пишущая машинка, которую сейчас вытесняет компьютер, а на смену книгоношам — электронная доставка документов.

Применяемые сейчас в библиотеках технические средства и технологические решения соответствуют современному уровню развития общества и, несомненно, претерпят изменения в будущем. Это связано с тем, что для современного общества характерны высокие темпы изменений в области технологий. По мнению исследователей, данная тенденция сохранится и в дальнейшем. К числу наиболее крупных технологических нововведений последнего времени, которые глубоко затронули все общественные процессы, можно отнести компьютеризацию, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, получение синтетических материалов, генную инженерию.

На развитие библиотечного дела наибольшее влияние оказали технологические решения в области компьютерной техники и средств связи. Появление полупроводников и микропроцессоров сделало легкодоступными небольшие компьютеры. Стали использоваться компакт-диски, позволяющие хранить такой объем информации, для размещения которого ранее потребовались бы целые здания. Достижения в области компьютерной техники и средств связи позволили обеспечивать хранение, обработку и практически мгновенную передачу больших объемов информации. Использование данных технологий позволило библиотекам перейти на приобретение электронных документов, продолжить работы по миниатюризации документов и созданию их электронных копий, что значительно увеличило сохранность фондов и снизило потребность в площади хранилищ.

Благодаря вычислительной технике значительно расширились возможности поискового аппарата библиотек. Перевод традиционных кар- точных каталогов и картотек, а также библиографических указателей в электронную форму увеличил объем предоставляемой информации, расширил возможности поиска необходимых сведений.

Компьютеризация позволила также внести существенные изменения в организацию обслуживания пользователей. Применение в библиотечном деле штрих-кодов, противокражных систем и других технологических новшеств, получивших широкое распространение в других отраслях, в первую очередь в торговле, значительно расширило возможности открытого доступа и разительно изменило технологию обслуживания. Наличие электронных документов и современных средств связи создало условия для удаленного доступа пользователей к информационным ресурсам библиотек и получения необходимых материалов на дом или на рабочее место практически из любой библиотеки мира.

Чем выше технологический уровень развития общества, тем больше возможностей у библиотек использовать его инфраструктуру и технический потенциал для достижения своих целей, что в конечном итоге ведет к расширению спектра библиотечно-информационных услуг и повышению их качества. Низкий же уровень технологического развития не позволяет библиотекам в полной мере реализовать свои функции. Со своей стороны библиотека, распространяя информацию о новых технологиях и применяя их в своей деятельности, содействует повышению информированности предприятий и организаций в данной области, создает благоприятные условия для развития и технологической модернизации общества.

Нашему обществу в целом и библиотечной сфере в частности необходимо признать неизбежность информационной эры и внедрение во все сферы деятельности новых информационных технологий. Как отметил в ежегодном пленарном докладе на VIII Международной конференции "Крым-2001" Я.Л. Шрайберг (см. ниже), одна из главных тенденций развития современного библиотечного дела заключается в том, что "библиотеки входят в информационное общество, и библиотеки содействуют ускорению превращения общества в информационное...". Поэтому библиотека должна не противопоставлять себя и свои традиции новой эпохе, а интегрировать собственные достижения и многовековой опыт с современными информационными технологиями для успешного выполнения сущностных социальных функций. С этой целью библиотекам в первую очередь необходимо:

Сохраняя и приумножая лучшие традиции книжной культуры, не замыкаться в своем развитии только на ней, автоматически уступая место при работе с разными видами документов, прежде всего электронными, на рынке информации и досуга другим, в основном вновь создаваемым учреждениям, а проводить активную политику по расширению спектра своих услуг как в области информации, так и в области досуга с предоставлением пользователям доступа к современным видам документов;

Продолжая оставаться одним из институтов общества, обеспечивающих социальную защиту граждан, в первую очередь малообеспеченных слоев населения, и предоставляющих в связи с этим своим пользователям ряд бесплатных услуг, оплачиваемых из общественных фондов потребления (бюджетов центральных и местных органов власти и благотворительных фондов), активно расширяя сферу своих услуг, внедряться в информационный бизнес, привлекая таким образом для своего развития финансовые ресурсы из коммерческой сферы, средства предприятий и организаций и личные средства граждан»

Не допускать отставания библиотек в оснащении современными техническими средствами от учреждений банковской сферы, транспорта, охраны правопорядка, образования, здравоохранения и других, обеспечивая таким образом развитие информационных библиотечных технологий в русле общей информатизации общества.

Библиотеки сегодня занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его науки, образования и культуры. Являясь важным элементом производственных и социальных процессов и выступая в качестве структурных подразделений производственных, научных, образовательных и других учреждений, они должны превращаться в интеллектуальные центры их деятельности. Традиционные методы информационной поддержки деятельности организаций и учреждений путем накопления, классификации и распространения информации должны смениться новыми методами, основанными на использовании открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, образования, промышленного производства и других сфер деятельности.

Наряду с многочисленными положительными аспектами информационное общество несет человечеству и ряд новых глобальных социотехнологических проблем, которые в первую очередь связаны с информационной безопасностью человека и общества, информационной агрессией и насилием, информационным неравенством. Первые отрицательные последствия использования информации общество испытывает уже сейчас. Они проявляются во время локальных военных конфликтов в вице агрессивного информационного воздействия не только на непосредственных участников боевых действий — солдат и офицеров, но и на мирных граждан стран — участниц военных конфликтов и на все мировое сообщество.

Информационную агрессию испытывают на себе также отдельные организации и граждане в повседневной жизни. Обильный поток пропагандисткой информации, многократно тиражируемой СМИ, обрушивается на членов общества во время разных политических кампаний: юбилеев, выборов, референдумов и т.п. При помощи современных технических средств, в первую очередь радио, телевидения, Интернета, рекламная информация различного характера, используя в том числе агрессивные методы, все актив- нее проникает в профессиональную и личную жизнь граждан.

Большой ассортимент услуг, предоставляемых компьютерными сетями, включая приобретение товаров, посещение концертных залов, театров, музеев, спортивных соревнований, доступ к кино-, видео- и аудиопродукции, письменное, устное и визуальное общение с коллегами и друзьями, создание виртуальных предприятий, городов и даже семей, наряду с многочисленными преимуществами грозит лишить человечество личных контактов и общения. Массовое тиражирование и распространение низкопробных художественных произведений в области музыки, кино, художественной литературы навязывают потребителям определенные ценности, штампы и стереотипы поведения, формируют суррогатную культуру.

Широкое применение информационных технологий привело к совершенно новой стратификации общества — на информационно богатых и информационно бедных. При этом такое разделение распространяется не только на уровне отдельных граждан. По данному признаку уже осуществляется стратификация как отдельных организаций, так и целых государств и регионов.

Исходя из названных тенденций, у библиотеки как института социальной защиты на данном этапе общественного развития возникают совершенно новые задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности как отдельных граждан, так и общества в целом, противостоянием информационному неравенству, защитой информационной свободы личности.

Удовлетворение многих важнейших потребностей индивида, социальной группы, общества и человечества в целом в настоящее время в значительной степени зависит от состояния информационных ресурсов, которыми они располагают и которые постепенно превращаются в основной ресурс общественного развития. Общество все в большей степени начинает осознавать тот факт, что информация — это не второстепенный атрибут деятельности, а стратегически важный ресурс, эффективное использование которого позволяет существенно экономить другие виды ресурсов — сырье, энергию, материалы, оборудование, трудозатраты.

В связи с этим, наряду с безопасностью в энергетической, продовольственной и иных сферах, все чаще рассматривается вопрос об информационной безопасности. Ее пока более всего связывают с защитой информационных ресурсов общества от целенаправленного или непреднамеренного воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников, которые "могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозу для безопасности человека и общества". Вместе с тем защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним и частичной либо полной их ликвидации является только одним из этапов формирования данного вида ресурсов. Для информационной безопасности общества и его независимости необходимо в первую очередь собрать разрозненные носители с зафиксированной на них информацией в определенных точках, объединив таким образом их информационный потенциал, обеспечить их сохранность и доступ как отдельных членов, так и общества в целом к необходимой им информации независимо от места и времени ее производства и хранения.

Выполнение этой задачи является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Приобретая документы и обеспечивая их сохранность, библиотеки тем самым создают ресурс, кумулирующий все знания человечества. Данный ресурс необходимо рассматривать как стратегический запас, содержание которого может быть востребовано обществом для достижения своих целей в любой момент. Библиотеки с момента возникновения выполняют данные функции, но только с изменением статуса информации в общественном развитии их деятельность в указанном направлении начала связываться с проблемами безопасности общества и личности.

Прогноз на ближайшую перспективу

Не будем говорить о сотнях миллионов пользователей и компьютеров, подключенных к Интернет - вся эта статистика весьма условна, меняется каждый день и один источник старается опередить другой. Для примера: по России насчитывается от 2 до 10 млн пользователей - разброс по разным источникам статистики составляет 8 млн. Не будем пытаться точно подсчитать число сайтов, объемы информации, количество e-mail - это сложно, громоздко и не нужно. Ясно, что Интернет - это уже несеть , асреда , коммуникационная глобальная среда общения, которая постепенно вытесняет все остальные сети и практически абсолютно доминирует во всех областях человеческой деятельности.

Библиотеки начали активно работать с Интернетом сразу после его появления. Первые библиотечные сайты поражали своей наивностью, напыщенностью, объемом плохо раскрываемых картинок и обилием излишней информации. Библиотеки стремились представить себя в Интернете любыми путями, часто не понимая, что в отличие от многих других для библиотечного сайта важна реализация онлайнового поиска, заказа литературы и получение нужных материалов, причем все чаще в электронном виде. А для этого необходимо иметь генерируемую систему автоматизации, поддерживающую электронный каталог и предоставляющую его в доступ (как минимум).

Конечно, создание собственного сервера в Интернете весьма привлекательно для любой организации, поскольку позволяет укрепить ее имидж, привлечь новых клиентов; но при этом необходимо полноценное представление каталога своего фонда и осуществление полномасштабного обслуживания (виртуальный читатель должен быть обслужен не хуже читателя реального) - вот одна из основных тенденций развития библиотечно-информационных систем сегодня.

Другой, не менее важной тенденцией является развитие второго вида использования Интернета в библиотечной практике - предоставление информационных ресурсов других организаций своим пользователям. Кстати, с этого и начиналось вхождение библиотек в Интернет, а только уже потом начали разрабатываться собственные Интернет-серверы и Web-сайты библиотек.

Сегодня эта тенденция получила продолжение в виде доступа к электронным полнотекстовым изданиям, что позволяет не только расширить спектр информационных услуг пользователям, но и обеспечить дополнительные возможности комплектованию, фактически расширяя как его репертуар, так и доступность публикаций для пользователей (мультидоступ к электронным публикациям ограничен только количеством лицензированных рабочих станций, подключенных к Интернету).

Многие подписные агентства предпочитают открывать библиотекам доступ к полным текстам своих изданий; хорошую поддержку этим начинаниям оказывают благотворительные фонды. Здесь уместно привести положительные примеры эффективно работающих программ Российского фонда фундаментальных исследований и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Для нового, интенсивно развивающегося класса корпоративных информационных систем (в том числе и библиотечных) или для организаций (библиотек), имеющих развитую внутреннюю сеть отделений и филиалов для оперативного информационного взаимодействия, последние 2 года все более широкое распространение получает использование телекоммуникационной инфраструктуры Интернета. Применяется упрощенная схема управления сетью; для ограничения доступа извне, для своей внутренней технологической информации часто используются так называемый межсетевой экран (программно-компьютерный комплекс, контролирующий адреса и полномочия при входе в открытую сеть Интернет) и специфические прикладные программы для внутрикорпоративной информационной системы (написанные, как правило, на языке Java). Эта технология получила названиеИнтранет . Аналитики рынка информационных технологий выделяют Интрасети как перспективную ветвь развития Интернета. В совершенствовании корпоративных интрасетей особое внимание уделяется созданию эффективной и простой в использовании системы защиты терминального компьютера.

Исследователи рынка информационных технологий сходятся в оценках величины его абсолютного роста в течение ближайших лет нынешнего века и достижения нескольких сот миллиардов долларов по общему объему продаж в секторе Интернет, связывая ожидаемый бурный рост с распространением передачи мультимедийной информации, электронной коммерции и Интернет-телефонии. Библиотеки являются активными участниками этого рынка, их роль в активизации всех видов Интернет-технологий будет неуклонно возрастать.

Одним из недавно появившихся полей расширения сферы действия Интернета в библиотечно-информационной практике является создание единых (сквозных) технологических схем, связывающих на информационно-технологическом уровне все функционирующие субъекты книжного рынка - от автора до читателя, но особенно важна роль Интернета в обеспечении единой схемы взаимодействия звена «издатель - книгораспространитель - библиотекарь».

Другим важнейшим и интенсивно развиваемым объектом приложения Интернета являются корпоративные библиотечные системы и корпоративные библиотечно-информационные технологии.

Библиотеки уже не мыслят своей будущей и перспективной деятельности без Интернета. В России уделяется большое внимание развитию Интернета, и во многих перспективных проектах участвуют библиотеки.

Успешное развитие Интернета в мире и, в частности, в России и странах СНГ во многом будет зависеть от профессионализма и международной координации принимаемых решений, от умения и желания объединять усилия различных организаций, от нахождения баланса между свободой и безопасностью, от построения упредительной, понятной и предсказуемой нормативно-правовой среды. Трудно переоценить роль библиотек в осуществлении этих целей.

Необходимость разработки новой концепции библиотеки.

Обязательное усиление роли «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.

Требуется переоценка абсолютного доминирования документа как единственной субстанции, отвечающей за всю совокупность информационных потребностей пользователя, причем речь идет не об отрицании документной парадигмы, а об отрицании ее обязательного стопроцентного присутствия в фонде библиотеки для того, чтобы библиотеку можно было назватьбиблиотекой .

В новой концепции должна быть отражена виртуальная природа многих источников информации, разнообразие носителей информации, в том числе и временных. Безусловно, новая концепция должна опираться на разработанные в современном библиотековедении и документоведении основы с учетом современного состояния общества, библиотек и уровня информационных технологий.

Практически во всех учебниках и монографиях библиотека все еще представляется в старых понятиях и схемах, хотя резкое вхождение в библиотечную практику информационных технологий должно было бы давно уже изменить прежнее представление. В библиотеках вводятся новые разнообразные информационные услуги, открываются центры правовой информации, бизнес-информации и др. Библиотеки и раньше всегда выполняли информационную функцию, но сегодня эта компонента начинает серьезно «конкурировать», если так можно выразиться, с «документным обслуживанием» и даже его опережать.

Дефиниция библиотеки и ее основных функций относится сегодня к ключевым положениям не только библиотековедения, но и информационных наук. Безусловно, что правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет содержание библиотечно-информационной деятельности, ее цели, принципы, критерии эффективности, технологии, оценку качества работы.

Исторически менялись подходы к сущности библиотеки:

    библиотека - хранилище,

    библиотека - читальня,

    библиотека - книжное собрание,

    библиотека - учреждение,

    библиотека - четырехэлементная структура,

    библиотека - многоэлементная структура: пяти-семи, возможно, больше.

Главные дискуссии развертываются вокруг сущностной функции библиотеки; если согласиться с громоздким, но в целом достаточно точным определением библиотеки, данным Ю.Н. Столяровым («Библиотека - удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом»), которое соответствует определению библиотеки в ИСО, то останется одним из главных вопросов расхождение мнений между сторонниками приоритета документа и наделения документа, а не библиотеки, информационной функцией. С этим трудно согласиться, так как в данном случае одним из признаков библиотеки постулируется физическое присутствие документа в фонде, что уже трудно осуществить. Сегодня при формировании фонда и обслуживании пользователей учитываются электронные полнотекстовые коллекции, доступные через Интернет (лицензированный доступ).

Эту особенность необходимо включить в разработку новой концепции библиотеки. Остро назрела необходимость пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке. Библиотека уже не только общедоступный информационный центр, центр Интернета, зачастую - центр правовой информации, научное учреждение и т.п. Библиотека - активный участник преобразования общества, его движения к информационному обществу.

Сегодня во многие крупные библиотеки читатель приходит не за традиционным документом, а за электронными полнотекстовыми копиями документов и за информацией (что плохо и хорошо одновременно!). Например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам - ни к печатному, ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернета; ориентировочно от 15 до 20% читателей предпочитают регулярную работу с полнотекстовыми электронными изданиями через Интернет (иногда - с помощью CD-ROM). Количество ежедневных обращений к Web-серверу ГПНТБ России в 8-10 раз больше, чем обычных посещений - это говорит о грядущих изменениях (причем неизбежных) в режиме обслуживания библиотеками своих пользователей.

Онлайновые постоянные читатели в перспективе должны составить большинство пользователей библиотеки. Эта все возрастающая группа пользователей предпочитает работать с фондами библиотеки или, точнее, с услугами библиотеки в режиме онлайн и получать все, что нужно, на собственный компьютер. Библиотека иногда и не трогает свой фонд, обслуживая таких пользователей с помощью других информационных ресурсов.

Все это должно быть отражено в новой концепции библиотеки, в том числе и виртуальная природа многих источников информации. Основной упор следует сделать на расширение информационной функции как самостоятельной важной функции библиотеки, на точное определение места и роли документа, не абсолютизируя его, но и не преуменьшая его статуса, и наконец, на все возрастающий поток электронной информации и увеличение числа электронных документов.

Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки

Эти тенденции затрагивают многие аспекты деятельности библиотек и трансформируют многие привычные догмы и правила; в частности, меняется сама технология комплектования, формирования фонда в целом, подходы к его сохранности. Впервые организуетсямножественный доступ к документу.

Увязка собственных работ многих библиотек с государственными программами, проектами благотворительных фондов и международными программами и инициативами.

Оценка роли и значения электронных библиотек в развитии библиотечно-информационных технологий и определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.

Здесь важно не оказаться в другой крайности, как это произошло с так называемымигибридными библиотеками . Этот термин, видимо, появилсяот испуга перед нарастающим потоком электронной информации, так как логически объяснить изменение или появление нового типа библиотек только потому, что часть фонда оказывается в электронном виде, невозможно.

Новые носители информации появлялись и ранее (вообще эволюция библиотек тесно связана с эволюцией носителей документов): был папирус, появилась бумага, затем микрофильмы, микрофиши, кинофильмы, аудиокассеты, CD-ROM - а библиотека по-прежнему оставалась библиотекой. Но чуть расширили поток электронной информации, увеличили число CD-ROM и Интернет-услуг - и почему-то из обычной, нормальной библиотека вдруг становитсягибридной . Гибрид - это, как известно, результат скрещивания чего-то с чем-то. А что мы скрещиваем здесь? Мне кажется, что с точки зрения терминологии данная посылка является неверной.

Сегодня тенденции развития библиотечно-информационных технологий и деятельности в целом уже невозможно представить без электронных информационных ресурсов и модного понятияэлектронные библиотеки (ЭБ). Многие все еще воспринимают ЭБ как те же книжные стеллажи, на которых вместо книг стоят CD или DVD-ROM, и боятся, что она «уничтожит обычную библиотеку».

Все это, конечно, не так. ЭБ просто являют собой новый вид структурирования и организации электронной информации с определенным образом организованной системой доступа к этой информации (ресурсам). ЭБ расширяют номенклатуру услуг для пользователей библиотек, повышают доступность и качество обслуживания. Как уже отмечалось, ЭБ позволяют:

    предоставить в доступ издания из других библиотек и фондов;

    обеспечить независимость мест хранения изданий от рабочего места пользователя;

    обеспечить непрерывное обслуживание, не зависящее от расписания и времени работы отдельной библиотеки.

Развивая тенденции организации и обслуживания пользователей электронными библиотеками, мы отчетливо должны понимать, что ЭБ отличаются от традиционных библиотек не только и не столько тем, что используют электронный формат изданий, а в первую очередь тем, что обеспечивают доступ к удаленному, распределенному и разнородному ресурсу с помощью телекоммуникационных технологий.

Известно, что работы по созданию электронных библиотек начаты в США в 1980-х гг., в Великобритании - в начале 1990-х гг. Обычно такие работы начинали небольшие группы специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран «Большой Семерки», к участию в котором приглашена и Россия, программы «DLI» в США и «eLib» в Великобритании. В Японии завершены работы по реализации проекта «Электронные библиотеки XXI века». В Германии создана электронная библиотека «Global-Info». Указанные проекты имели существенную государственную финансовую поддержку (от 800 млн долларов в США до 60 млн марок в Германии). К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекались различные инвестиции, в том числе средства многих фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России был некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и обеспечением доступа к ним, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются государственными научно-техническими программами, например, подпрограммами «Федеральный информационный фонд по науке и технике» и «Информатизация России» федеральной целевой научно-технической программы Минпромнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», межведомственной программой «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» и рядом других.

Главными стали проекты Научной электронной библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (более тысячи названий журналов) и Программы по электронным библиотекам Института «Открытое общество» (более 4 тыс. названий журналов для российских библиотек).

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на достигнутые результаты, указанные усилия все еще не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера по реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому в 1999 г. принято решение о развертывании полномасштабной межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР), которая должна была служить естественным дополнением к уже имеющимся проектам и программам в этой сфере и решить проблемы отечественной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов.

К сожалению, успешно разработанная и согласованная 11 министерствами и ведомствами межведомственная программа «Электрон-ные библиотеки России» не состоялась из-за ведомственных реорганизаций, и проблема государственного координирования столь важной программы в России опять повисла в воздухе.

Сегодня в свете развития библиотечно-информационных технологий электронные библиотеки занимают свою важную нишу, являясь дополнительной компонентой к автоматизированным библиотечно-информационным технологиям, не замещая их и не конкурируя с ними, а дополняя и выводя на более совершенный уровень обслуживания пользователей в тесной взаимосвязи с пользователями других информационных ресурсов. Именно поэтому (после неудачной попытки получить отдельную федеральную программу по электронным библиотекам) дальнейшие государственные усилия в России привели к появлению новой федеральной целевой программы - «Электронная Россия» (на 2001-2010 гг.), в которой должное место отведено электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса.

Продолжая разработку ЭБ и сопутствующих технологий (оцифровку, электронную доставку документов и др.), российские библиотеки сегодня уже имеют ориентиры по участию в федеральных проектах новой целевой программы.

Откуда

  1. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: Учебное пособие для вузов. — М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004
  2. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-инфор- мационных технологий: Ежегодный пленарный доклад международных кон- ференций "Крым", год 2001 / Восьмая междунар. конф. "Крым 2001" "Биб- лиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые фор- мы сотрудничества", Судак, 9—17 июня 2001 г. — М.: ГПНТБ России, 2002. - 44 с

на тему «Современные формы информационного обслуживания читателей».
Думаю, настало время для развернутого ответа на вопросы:

что же такое информационное обслуживание

каким образом его можно организовать в библиотеках с разным уровнем технической оснащенности

Начнем с того, что именно информационным обслуживанием библиотеки начали заниматься сравнительно недавно. До этого они осуществляли «библиотечно-библиографическое обслуживание «, смысл которого заключался в предоставлении пользователям библиографической и фактографической информации, документов или их копий, а так же оказание других библиотечных услуг, обеспечивающих удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей (Справочник библиотекаря. СПб., 2000. С. 135)

С развитием информационных технологий и появлением прочих компьютерных новшеств в нашей жизни, это понятие перестало отражать реальные условия практической деятельности библиотеки. Что же принципиально нового появилось в библиотечной деятельности. Попытаемся разобраться.

Как всегда, начнем с определения и основных принципов и функций.

Существует много различных определений. Из них я отобрала несколько, которые, на мой субъективный взгляд, наиболее полно отражают сущность этого понятия.

ГОСТе 7.0-99

Информационное обслуживание (Information Service) — обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Информационное обслуживание — предоставление информации для выработки и принятия решений и/или — удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

Информационное обслуживание — обеспечение специалистов необходимой научной и технической информацией, осуществляемое информационными органами и службами.

Из представленных определений можно сделать вывод, что информационное обслуживание состоит из трех основных пунктов. Это:

1. Предоставление информационных услуг пользователям.
2. Обеспечение доступа к информации.
3. Удовлетворение информационных потребностей.

Исходя из потребностей пользователей библиотека должна формировать спектр своих услуг и предоставляемых ресурсов. Попробуем через потребности пользователей рассмотреть реализацию информационных услуг и систему доступа к информации. Потребностей пользователей великое множество, но на мой взгляд их можно объединить в три большие группы:

1. Потребность в свободном доступе к различного рода информации в различных форматах и на различных носителях .

То есть, современному читателю могут понадобиться учебники, монографии, диссертации, обзоры, характеристики, биографии, репродукции, краткие содержания классических произведений и т.д. на всевозможных языках и различного года издания. Продолжать можно бесконечно. Им может потребоваться печатный оригинал, или предпочтительна электронная копия, может им захочется посмотреть экранизацию како-го либо классического произведения, послушать аудиокнигу или пройти учебный мультимедиа курс. Библиотека не просто должна им предоставить сам ресурс, но и дать возможность его просмотреть, прочитать, прослушать. То есть, если в библиотеке есть электронные версии книг или подписки журналов — должны быть компьютеры, на которых читатели могли бы их просмотреть. Если есть видеокассеты — должен быть телевизор и видеомагнитофон, если есть аудиокниги — будьте добры иметь mp3-плеер, или хотя бы наушники… Ну и так далее…

2. Пользователям нужна возможность перевести информацию из одного формата в другой.

То есть, традиционное печатное издание необходимо перевести в цифровой формат — это можно сделать как минимум тремя способами — отсканировать, сфотографировать или набрать самостоятельно на компьютере в любом текстовом редакторе. Но для этого в библиотеке должен быть сканер, фотоаппарат и опять же компьютеры, для того, чтобы пользователи сами могли набрать необходимый им текст. И в наоборот, текст или изображение в электронном формате необходимо перевести в традиционный — то есть попросту распечатать, для чего естественно, в библиотеке должен быть принтер.

Думаю, не стоит упоминать о таких услугах, как ксерокопирование и сохранение информации на съемные носители, ставшие уже обязательными во всех библиотеках. Но если к записи на дискету все уже привыкли, то процесс записи на диски, или сохранение информации на флешки, кард-ридеры, телефоны, mp3-плееры, фотоаппараты и другие гаджеты все еще вызывает опасение не только у старшего поколения библиотекарей, но и у молодежи.

3. Ну и последнее, современные пользователи хотят получать ответы на любые вопросы в любое время и из любого места.

Первое, что в данном случае приходит мне в голову — это организация виртуальной справочной службы — но не у каждой библиотеки найдутся ресурсы для реализации такого масштабного проекта. Поэтому постараюсь рассмотреть более простые варианты. Например, справка по телефону — с засилием мобильных телефонов и относительной дешевизны разговоров — услуга будет востребована. пользователю не надо идти в библиотеку, чтобы, например, узнать работает ли она сегодня, и если работает, то до скольки. Он может просто позвонить по телефону. Также таким образом можно поинтересоваться есть ли определенная книга в фонде, и решить множество незначительных на первый взгляд вопросов.

Если у библиотеки есть сайт, то всю информацию можно и нужно публиковать на нем, чтобы пользователи, привыкшие все вопросы решать с помощью Интеренета не остались беспомощными в данном случае.

Ну а для тех кто не любит звонить по телефону и не имеет дома компьютера можно напечатать своеобразные памятки читателя, на которых нужно указать как минимум адреса, телефоны и часы работы различных отделов библиотеки.

Уфф…. На сегодня все… извините, что так много.

Продолжу в следующий раз