Отопление, канализация, водоснабжение

М молодежь. Карпенко, О

К социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая - 25-36 лет [источник? ] .

Молодёжь в современном мире

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира .

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию.

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры . Их представителями были хиппи , битники , стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы .

Молодёжь в Российской Федерации

Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Молодёжь и политика

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Как показал российский опыт, впервые активное вовлечение молодёжи в избирательный процесс было апробировано в 1996 г. во время президентских выборов. Тогда важно было привлечь на избирательные участки именно молодёжь, готовую поддержать реформаторский курс Б. Ельцина . В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г. В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций : «Мы », Молодёжное движение «Наши », «Молодая гвардия Единой России », которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодёжными коммунистическими организациями и молодёжным крылом «Яблока » и ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп .

Молодёжь и идеалы

По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %). Президент В. В. Путин является кумиром 14 % российской молодёжи.

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - «да, и довольно скоро» .

Молодёжь и социально-экономическая ситуация

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимания реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей.

Молодёжь как объект исследований

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским :

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции

Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология . В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Социальные группы внутри российской молодёжи

Основные статьи: Молодёжь и образование в России , Молодёжь на рынке труда России

Учащаяся молодёжь

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый - на работу и каждый седьмой - в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдалённом будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приёма по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические - 31 %, сельскохозяйственные - 4 %, экологические - 1 %, естественнонаучные - 5 %, гуманитарные - 18 %, просвещения - 6 %, медицины - 3 %, культуры и искусства - 2 %. В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

Работающая молодёжь

В отличие от молодёжи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодёжи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

По характеру труда в материальном производстве молодёжь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодёжи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

В целом достаточно высок уровень образования молодёжи в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

Молодёжь в странах Европейского союза

Несмотря на то, что в странах Европейского союза ярко выражается общая мировая тенденция к старению населения в развитых странах, Старый Свет остаётся сравнительно молодым.

Молодые европейцы на рынке труда

Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 года , уровень молодёжной безработицы в Австрии на протяжении последнего года вырос на 1 процент и в настоящее время составляет приблизительно 10 процентов. С ещё более высокими показателями молодёжной безработицы столкнулись Венгрия (16 процентов), Словакия (25 процентов) и Словения (13 процентов). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодёжи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации.

Молодёжь в США

Основная статья: Молодёжь в США

После бурных 60-х и 70-х годов, когда американскую молодёжь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл, конец прошлого века и особенно начало XXI века молодое поколение стало скорее конформистским, приспособленческим, чем революционным.

В молодёжной среде США сохраняются проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой дискриминации, положения молодых мигрантов, но накал этих проблем сравнительно ниже, чем десятилетие назад.

Так в США после принятия в 1994 г. закона «О контроле над насильственной преступностью» вот уже на протяжении более десяти лет происходит стабильное уменьшение абсолютных и относительных показателей преступности несовершеннолетних - в отдельные годы до 11 и более процентов. Этот спад происходит на фоне объективного возрастания доли несовершеннолетних в возрастной структуре населения Америки. В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодёжи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодёжи, «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, программы Армии спасения, которые охватывают в настоящее время различные категории молодого населения Америки и все профессиональные учебные заведения страны.

По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность Вместе с тем растущую тревогу вызывает рост нелегальной иммиграции в стране и положение молодых выходцев из Латинской Америки. Свыше 39 % школьников в Калифорнии - нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В графстве Лос-Анжелос 5,1 миллиона человек говорят по-английски, 3,9 миллиона - говорят по-испански. 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анжелосе вещают только по-испански. 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам.

Несмотря на то, что США фактически добились полной занятости в 1992 г. заработная плата 18 % работавших на постоянной основе американских рабочих была ниже прожиточного минимума; особенно же драматичным оказалось положение молодёжи: 47(!)% работающих американцев в возрасте от 18 до 24 лет имели зарплату, не достигавшую прожиточного минимума.

По данным, опубликованным Бюро переписи США в августе 2006 г., в конце 2005 г. 12,9 млн американцев в возрасте моложе 18 лет жили за чертой бедности, в среднем на каждых 6 молодых и подростков приходился 1 нуждающийся: бедные подростки и молодые люди составили 17,6 процента их общего числа в США и 35,2 процента общей численности нуждающихся американцев .

См. также

  • День молодёжи - различные праздники

Примечания

Литература

  • Бабочкин П. И., Плотников А. Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2001 год (По итогам социологического исследования "Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2001 году). М., 2002.
  • Бушуев А. С. Развитие политического сознания молодёжи Республики Татарстан в 1985-2004 годах: историко-социологический аспект. Казань, 2009.
  • Быков С. А. Наркомания среди молодёжи как показатель дезадаптированности // Социс, 2000. № 4.
  • Государственная молодёжная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. чч. I-III / Под общей редакцией В. А. Лукова. М.: Социум, 2000.
  • Гудков Л.Д. , Дубин Б.В. , Зоркая Н.А. Молодёжь России. М.: Московская школа политических исследований , 2011
  • Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодёжи// Социс, 2000. № 6.
  • Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодёжи. - СПб, 2003
  • Иванов О. И., Васильев И. Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодёжи и общества (основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2000. № 1-2.
  • Иконникова С. Н. Молодёжь как социальная категория. /С. Н. Иконникова, И. Р. Кон - М., 1970.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодёжи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис, 2007.
  • Инициатива молодых - будущее России. Документы и проекты Всероссийского фестиваля молодёжных инициатив 26-28 июня 2001. - М., 2001.
  • Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодёжи: теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.
  • Кон И. С. Социология молодёжи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.
  • Криворученко В. К. Молодёжь, комсомол, общество 30-х годов XX столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде / Б. Н. Гайдин. - Научная монография. - М. : МосГУ , 2011. - 166 с.
  • Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СПб., 2000.
  • Луков Вал. А. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-88373-264-4
  • Максимова Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи/ Здравоохранение в Российской Федерации. 2002. № 2.
  • Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сб.докладов и выступлений. М.: «Логос», 2002.
  • Молодёжь Башкортостана: на рубеже тысячелетий. Уфа, 2001.
  • Молодёжь Томского региона: образ жизни, жизненные стратегии и планы: Социолог. исследование. Томск, 2001.
  • Ручкин Б. А. (сост.) Молодёжь и инновационное развитие России / В. К. Криворученко, Б. Н. Гайдин. - Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. - М. : МосГУ , 2011. - 165 с.
  • Молодёжь и проблемы альтернативной гражданской службы. М.: Издательство «Социум», 2001.
  • Молодёжь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А. А. Шулуса. М.,2001.
  • Молодёжь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодёжи): Материалы Международной конференции, 18-19 ноября 2000 г., Москва, Россия. М.: Социум, 2001.
  • Молодёжь Самарской области: десять лет перемен (1991-2001 гг.): Информационно-аналитический доклад. Самара, 2001.
  • Молодёжь: будущее России. М., 1995.
  • Нехаев В. В., Куприянова Г. В. Государственная служба по делам молодёжи: возникновение, структура, направления деятельности (Историко-правовой аспект). Тула, 2000.
  • Нехаева Т. Г. Правовая защита молодёжи: Учебно-методическое пособие. М.: Социум, 2000.
  • Нехаева Т. Г., Татаринов О. В. Организационно-правовые основы становления и деятельности органов по делам молодёжи Российской Федерации. Тула, 2001.
  • О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2006; 2007.
  • Образ будущего: Опыт социолого-философского анализа / Под редакцией Р. А. Зобова, А. А. Козлова. СПб, 2001.
  • Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий; Отв. ред. И. В. Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002.
  • Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи. М.: Академический Проект, 2001.
  • Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2002. - 303
  • Положение молодёжи в России. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО -М., Издательсий комплекс «Машмир», 2005, 168 стр.
  • Положение молодёжи Санкт-Петербурга. Проблемы, тенденции, перспективы: Ежегодный доклад. СПб., 2000.
  • Сергеев В. К. Молодые москвичи. Новое поколение обновленной страны. - Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москва. М., 2001
  • Скворцова М. Б. Принципы ювенологии и ювенальной политики // Социология и общество. Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.
  • Скворцова М. Б. Ювенологические конференции // Регион: Политика. Экономика. Социология. СПб., 1999. № 5-6.
  • Скворцова М. Б., Слуцкий Е. Г. Концептуальные основы ювенальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. СПб., 2000. № 1-2.
  • Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики// Молодёжь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодёжи). М.: Социум, 2001.
  • Современные этнокультурные процессы в молодёжной среде Татарстана: язык, религия, этничность (по материалам этносоциологического исследования) / Гарипов Я. З. и др. Казань: РИЦ «Школа», 2000.
  • Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996
  • Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001-2005 годы)»: эффективность и перспективы. Аналитический Вестник Совета Федерации. № 31 (251), М., 2006
  • Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.
  • Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. М.: Наука, 2001.

Ссылки

Обратимся теперь непосредственно к списку тех авторов и книг, которые респонденты считают классикой и которые они читали в последнее время* . Всего на этот вопрос ответили 213 человек.
Названы следующие отечественные авторы и их произведения:

Аверченко А.Т.
Астафьев В.П. Перевал
Бестужев-Марлинский А.А. Аммалат-Бек.
Булгаков М.А. (3 человека); Мастер и Маргарита (33 человека, один из которых отметил «по шестому разу»); Белая гвардия (3 человека); Собачье сердце (3); Театральный роман.
Бунин И.А. (3 человека); рассказы; стихи (2); Антоновские яблоки; Деревня; Легкое дыхание; Чистый понедельник (2).
Гоголь Н.В. Повести; пьесы; Мертвые души (10 человек); Вечера на хуторе близ Диканьки (3); Вий; Петербургские повести; Портрет; Ревизор (4); Тарас Бульба; Шинель.
Гончаров И.А.; Обломов (9); Обрыв (2).
Горький А.М. (2 человека); пьесы; На дне (5); Мать.
Грибоедов А.С. Горе от ума (4).
Грин А. Алые паруса.
Гумилев Н.С. Стихи.
Достоевский Ф.М. (5); Преступление и наказание (23 человека); Бесы (3); Идиот (4); Белые ночи; Братья Карамазовы (2); Село Степанчиково и его обитатели; Униженные и оскорбленные.
Есенин С.А. Стихи (8 человек, один из которых уточнил «много его стихов хороших и разных»); Пугачев; Черный человек.
Замятин Е.И. Мы.
Зощенко М.М. Рассказы (2).
Карамзин Н.М. Бедная Лиза.
Короленко В.Г. Дети подземелья; Чудная (2).
Куприн А.И. Гранатовый браслет (3); Олеся; Поединок (2); Суламифь; Яма (2).
Лермонтов М.Ю (4 человека); Герой нашего времени (25 человек); Княжна Мэри; На смерть поэта (2); Мцыри (3); Демон; Боярин Орша; Вадим; Кинжал; стихи (3).
Маяковский В.В. Стихи; лирика; Облако в штанах.
Некрасов Н.А Кому на Руси жить хорошо (2).
Островский А.Н.; Гроза (7).
Островский Н.А. Как закалялась сталь.
Поэты Серебряного века
Пушкин А.С. (6 человек); Евгений Онегин (34 человека); стихи (4); Капитанская дочка (5); Маленькие трагедии (2); Борис Годунов (3); Гаврилиада; Медный всадник; Пиковая дама; Повести Белкина (2); Руслан и Людмила; Зимний вечер.
Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина.
Солженицын А.И.; Матренин двор; Раковый корпус.
Стругацкие (респондент подчеркнул: «считаю их классиками»).
Толстой А.Н. (3); Петр I (5).
Толстой Л.Н. (4 человека); Война и мир (42 человека); Анна Каренина (7); Воскресение; Детство (2); Отрочество; Юность; Крейцерова соната; басни; педагогические сочинения.
Тургенев И.С.; Отцы и дети (19); Дворянское гнездо (8); Ася (2); Первая любовь (2); Рудин; стихи.
Тютчев Ф.И.
Фадеев А.А.
Федоров В.В. Каменный пояс.
Цветаева М.И (2); стихи (4 человека, один из которых уточнил «очень много стихов»).
Чернышевский Н.Г.; Что делать.
Чехов А.П.; пьесы; Вишневый сад (2); Три сестры (в качестве автора назван Л.Н. Толстой); Дом с мезонином; Крыжовник (в двух последних случаях в качестве автора назван А.М. Горький)
Шолохов М.А. (2); Поднятая целина (2); Тихий Дон (3).

Речь идет, таким, образом, в основном о деловом чтении (некоторые молодые люди специально подчеркивали это в своих ответах). Респонденты (особенно учащиеся средних, средних специальных и гуманитарных высших учебных заведений) называют все тех же «программных» авторов. На первых местах оказались А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой (каждый из них был упомянут по 61 разу; интересно, что одна респондентка, школьница из Владимира, написала «я не люблю произведения Пушкина»). Достаточно часто респонденты называли имена М.Ю. Лермонтова (42 упоминания), Ф.М. Достоевского (40) и И.С. Тургенева (34). Далее с большим отрывом следуют И.А. Гончаров (11), И.А. Бунин, С.А. Есенин (по 10 упоминаний).
Все произведения, собравшие больше 10 «голосов», непосредственно входят в учебные программы. Это «Война и мир» (42 упоминания), «Евгений Онегин» (34), «Мастер и Маргарита» (33; этот роман читался и теми, кто в момент исследования его не «проходил»), «Герой нашего времени» (25), «Преступление и наказание» (23), «Мертвые души» (10).
Названы следующие зарубежные авторы и их произведения:

Азимов А.
Блейк В.
Боккаччо Д. Декамерон (5 человек).
Бомарше П.
Бомарше П. Трилогия; Евгения.
Бредбери Р.
Верн Ж.
Гете И.В.
Гете И. Фауст.
Голоны А.и С. Анжелика.
Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах.
Гриммильсгаузен Г. Симплициссимус.
Гюго В. Отверженные; Собор Парижской богоматери.
Данте. Божественная комедия (4 человека)
Дидро Д.
Дойл А.-К. (4 человека); Записки о Шерлоке Холмсе (3); Пестрая лента.
Драйзер Т. (3)
Дрюон М.
Дюма А. (2 человека); Граф Монте-Кристо (3); Королева Марго (3); Графиня де Монсоро (2); Две Дианы; Изабелла Баварская; Наполеон I.
Жизнь Ласарильо с Тормеса.
Камю А. Чума.
Кеведо Ф. Жизненная история пройдохи.
Кинг С. Мертвая зона.
Корнель П.
Кортасар Х.
Кристи А. (2 человека).
Лондон Д. Белое безмолвие; Сердца трех.
Мильтон Д. (2).
Мольер (2).
Олдингтон Д. Смерть героя.
Оруэлл Дж.1984.
Плавт. Комедии.
Рабле Ф.
Расин П.
Ремарк Э.М..
Руссо Ж.-Ж.
Свифт Дж.
Селинджер Дж.
Сервантес М. Дон Кихот (2).
Стендаль П. Красное и черное.
Толкиен Дж Властелин колец (2).
Фейхтвангер Л.
Филдинг Г.
Флобер Г. Госпожа Бовари (2).
Хаксли О.О дивный новый мир
Хемингуэй Э. Старик и море.
Шекспир В. (2 человека); трагедии (2); комедии; Гамлет (15 человек); Ромео и Джульетта (12 человек); Король Лир (2); Сон в летнюю ночь (3); Два веронца; Двенадцатая ночь; Макбет; Много шума из ничего; сонеты (3).
Шиллер Ф.
Юнг К.Г.

Более половины «позиций» в этом списке (44 из 86) принадлежит В. Шекспиру. В остальном состав списка определяется как деловым (для учащихся гуманитарных средних специальных и высших учебных заведений, школ с соответствующим уклоном), так и свободным чтением респондентов. Здесь наибольшей популярностью пользуются А. Дюма (12 упоминаний) и А.-К.Дойл (8 упоминаний). Характерно также отнесение к классикам писателей-фантастов (А. Азимова, Р. Бредбери), С. Кинга, Дж. Толкиена и других авторов второй половины века.
Некоторые молодые люди, говоря о своем чтении в последнее время, подчеркивали, что обращаются именно к классике: «читаю классическую художественную литературу» (Владимир, школьник), «вообще читаю то, что по душе, а по душе, конечно, классика – Пушкин, Мильтон, Вольтер и т.д. (Владимир, студентка, филологического факультета ВГУ); «я часто перечитываю Пушкина, меня захватывают романы Агаты Кристи» (Петрозаводск, студентка). «Классическая художественная литература не только расширяет мировоззрение, но и помогает учиться, думать, размышлять, а порой жить» – так написала в анкете студентка из Москвы, специализирующаяся по политологии. «Читаю для того, чтобы через несколько лет донести лучшее из литературы следующим поколениям» – говорит еще одна московская студентка, будущий педагог.

Отношение к героям классики как показатель жизненных ориентаций и ценностей современного читателя
Современность героев классики в восприятии респондентов
В одном из вопросов нашей анкеты респондентам предлагалось высказать свое мнение о различных аспектах современности (или несовременности) героев классических произведений, о степени их похожести на современных людей. Вопрос был построен в виде пяти шкал, поскольку мы просили участников исследования оценить героев по пяти «номинациям»: они «похожи на нас», «решают такие же проблемы», «думают о жизни так же, как мы», «поступают так же, как теперешние люди», «испытывают те же чувства, что и мы». Каждая шкала состояла из пяти «ячеек», примерно соответствующих ответам: «очень (совершенно так же, те же...)», «да», «средне», «нет», «совсем нет». Респондент должен был сделать отметку в одной из «ячеек» каждой шкалы.
Всего на эти вопросы ответили более 90% молодых людей. Более 60% отметили, что герои классики похожи или очень похожи на нас и наших современников, и мы решаем те же проблемы, что когда-то решали они. Девушки думают так гораздо чаще, чем юноши (соответственно 65% против 45% в ответах на первый вопрос и 66% против 55% в ответах на второй). «Ситуации, которые описывают классики вечны, так же как и проблемы» – написала в анкете школьница из Кондопоги. А ученица лицея из того же города подчеркнуто отметило оба ответа, как бы раздумывая – «похожи или не похожи». «Это сложный вопрос, ответ зависит от точки зрения, от мнения о современных людях», – считает московская студентка.
Более 70% респондентов соглашаются – «герои классики испытывают те же чувства, что и мы». Более 35% считают, что эти герои и думают, и поступают, как теперешние люди. А один владимирский школьник уверен «они вообще не думают и не испытывают чувств».
Чтобы узнать, каких же именно героев респонденты считают похожими на современных людей, исследователи предложили им представить себя, своих сверстников, своих знакомых младшего или старшего поколения в ситуации некоторых персонажей. Респонденты должны были задуматься, могут ли они или люди, которых они знают, думать и поступать так же, как Гамлет, Борис Годунов, Дубровский, Татьяна Ларина, Печорин, Чичиков, Раскольников, Наташа Ростова, Лопахин. Предполагалось, что эти герои должны быть знакомы молодым людям, поскольку соответствующие произведения включены в учебные программы. Ситуации были описаны в анкете в сегодняшних терминах и сегодняшнем контексте, на фоне актуальных реалий и коллизий жизни современного человека. Собственно, речь шла об отношении к государству и власти, к законности, к богатству и способам его достижения, к семье и любви, о способах построения человеческих взаимоотношений.
На вопрос этот, в общем достаточно сложный (надо было заполнить большую таблицу), респонденты отвечали очень активно и охотно. Многие давали по несколько ответов относительно каждой из предложенных ситуаций. Полученные данные в определенной мере позволяют нам говорить о проблемах социальной самоидентификации молодых людей.
Далее каждая из ситуаций будет рассмотрена в соответствии с тем, как она была проблематизирована исследователями и изложена в анкете. Мы, конечно, не претендовали на полное отражение всех смыслов, вложенных в эти ситуации
Гамлет. (Сопротивление или непротивление злу)
Мы спросили наших респондентов, могут ли они или кто-то из их окружения сегодня оказаться в ситуации Гамлета, который бездействует, так как не может решить, что лучше – покориться или сопротивляться злу. Полученные данные отражены на диаграмме 1.
Более четверти опрошенных не нашли никого в своем окружении, кто размышлял бы над вопросом «быть или не быть». Около 15% вовсе не ответили или сказали «не знаю». Можно предположить, что для трети (а в небольших, не центральных городах – для половины) респондентов данная ситуация вовсе не значима. Надо отметить также, что подобные мнения для юношей более характерно, чем для девушек.
6% опрошенных считает, что в анкете ситуация Гамлета описана неверно.
Почти каждый пятый (среди студентов – каждый четвертый) представляет в гамлетовской позиции себя, а около 30% считают, что в ней могут оказаться его сверстники. На старших знакомых респонденты указывают значительно реже; таким образом, если эта ситуация понимается как актуальная, то – актуальная для молодых людей.

Кто может оказаться сегодня в ситуации Гамлета

Борис Годунов. (Стремление к власти)
Ситуация пушкинского Бориса Годунова описана нами следующим образом: он идет к власти через кровь, так как считает, что только он может сделать государство сильным, а народ – довольным; с такой интерпретацией, как видно на диаграмме 2, не согласились лишь 5% респондентов.

Кто сегодня поступает или может поступать как Борис Годунов

Более трети опрошенных говорят, что никто из их окружения никогда не будет думать и поступать как Годунов (интересно отметить, что с возрастом частота выбора этой позиции уменьшается). Еще 13% не ответили или дали ответ «не знаю».
Почти каждый пятый считает, что примеру этого героя могут последовать их сверстники, и лишь 4% указали на себя (один из таких респондентов, девятнадцатилетний студент из Владимира признается: «и это возможно»).
«Годуновскую» ситуацию молодые респонденты «примеряют» прежде всего на своих старших знакомых, а точнее, как можно предположить из анализа некоторых анкет, – на старшее поколение вообще. «Это наши политики,» – утверждает один московский студент, «Путин», – уточняет другой.
Впрочем, некоторые респонденты отрицают зависимость склонности к такого рода поступкам от возраста: «это зависит от характера человека» – считает студентка из Москвы, «так может поступить кто угодно», – говорит учительница из Суздаля.
Дубровский. (Человек и закон)
Мы спросили наших респондентов, могут ли они или кто-то из их окружения сегодня оказаться в ситуации Дубровского – человека, которые нарушает закон, потому что законным путем нельзя защитить свою честь, отомстить обидчику. Полученные данные отражены на диаграмме 3.

Кто может оказаться сегодня в ситуации Дубровского

Ситуация Дубровского оказалась, как видим, чрезвычайно актуальной. Каждый четвертый респондент готов при необходимости защиты своих прав нарушить закон. Характерно, что выбор этой позиции во многом зависел от того, где живет респондент: в Москве ее отметили 35% опрошенных, в Петрозаводске еще больше – 38%; во Владимире – 28%, в городах Владимирской области Суздале и Коврове – 19%, а в Кондопоге – лишь 12%. Когда в 1999 г. тот же вопрос о Дубровском был задан респондентам исследования «Пушкин и мы», позицию «я сам» отметили около 40% москвичей и около 28% респондентов из небольших городков Брянской области. Можно предположить, что здесь сказываются и меньшие социальные контрасты, и меньшая криминализация жизни в провинции.
Каждый третий респондент нашего исследования уверен, что так поступят его сверстники; этот взгляд в гораздо большей степени характерен для девушек, чем для юношей (соответственно 40% и 21%).
Каждый пятый респондент отметил, что примеру Дубровского скорее всего последуют люди старшего поколения. А среди опрошенных в Коврове (достаточно криминализованном городе) этот вариант ответа выбрали 56%. Здесь же лишь 7% опрошенных (против 21% по массиву) считают, что никто в их окружении не последует этому примеру.
Полученные данные сопоставимы и с результатами нашего исследования «Молодой москвич–97». Его респонденты подчеркивали, что в современной России нарушения законодательства фактически неизбежны, поскольку есть серьезные объективные причины таких нарушений. Позицию «закон не защищает человека по-настоящему, приходится искать обходные пути» отметили 45% опрошенных, позицию «именем закона творятся беззакония, трудно уважать такой закон» – 29%; 23% согласились, что «трудно законным путем добиться того, на что имеешь право», 11% – с тем, что «у нас плохие законы, не имеет смысла их соблюдать». Все эти утверждения, предложенные нами в анкете для молодых москвичей, описывают в какой-то мере и ситуацию пушкинского Дубровского.
Чичиков. (Пути к статусу и богатству)
Кто из наших респондентов и их окружения будет рассуждать и поступать, как Чичиков, который хитростью, обманом, аферами пытается занять положение в обществе и сколотить капитал? Как видно на диаграмме 4, ситуация Чичикова, как и ситуация Дубровского, достаточно актуальна. «Так могут поступить и поступают многие», – уверена московская студентка.
Почти каждый десятый респондент готов увидеть в этой роли себя («при определенных условиях» – уточнил актер из Москвы). Около 40% считают, что поведение гоголевского героя может стать примером для их сверстников; особенно часто выбирали этот вариант ответа респонденты из Москвы и Владимира; для девушек он более характерен, че м для юношей.
Почти каждый третий считает, что стремления типа чичиковских характерны для людей старшего поколения; этот вариант девушки также выбирали чаще, чем юноши.
Почти каждый четвертый респондент уверен, что в его окружении так никто поступать не будет; этот ответ, наоборот, юноши давали чаще, чем девушки.

Кто рассуждает и может поступать как Чичиков

Раскольников. (Право на убийство)
Герой Достоевского планирует и совершает убийство, считая, что имеет на это право. Что думают об этом сюжете и этом герое наши респонденты? Распределение ответов представлено на диаграмме 5.

Кто рассуждает и может поступить как Раскольников

Большая половина респондентов (в Карелии – 63%) уверена, что в их среде нет людей, подобных герою Достоевского. 28% таких людей видит – либо среди своих сверстников (чаще девушки), либо среди старших (чаще юноши). «Бывают и такие,» – констатирует ученица московского колледжа; «многие», – говорит московская студентка.
Себя в этой роли видят пятеро респондентов из Москвы и двое из Владимира.
Печорин. (Эгоизм)
В анкете этот герой охарактеризован следующим образом: пользуясь своим умом, волей и обаянием, он пытается сделать собственную жизнь интереснее и ярче за счет чувств и судеб других людей. Как видно на диаграмме 6, с этой характеристикой не согласились 5% опрошенных.

Кто похож на Печорина

Таким образом, 40% опрошенных считают, что их сверстники могут думать и поступать, как Печорин. Кстати, в качестве героя классики, похожего на сверстников, на него указывают чаще, чем на любого другого персонажа классических произведений. Интересно отметить также, что такой ответ гораздо характернее для девушек, чем для юношей (соответственно 47% и 27%). Возможно, они исходят из своего опыта и соотносят с поступками Печорина по отношению к героиням лермонтовского романа поведение своих знакомых молодых людей.
Все другие «содержательные» ответы давались, как видно, на диаграмме 6, примерно вдвое реже. С самим собой Печорина чаще сравнивают респонденты-москвичи (23%) .
Лопахин. (Практицизм и человеческие отношения)
Герой чеховской пьесы покупает и вырубает вишневый сад, хотя знает, что этот сад очень много значит для близких ему людей. Кто из наших респондентов или из их окружения, попав в подобную ситуацию, выберет именно такой вариант поведения? Полученные ответы отражены на диаграмме 7.
Более трети опрошенных считает, что в их окружении примеру чеховского героя не последует никто. Однако каждый пятый говорит о возможности такого поведения людей старшего поколения и каждый четвертый – своих сверстников. Интересно, что во втором случае ответ прямо зависит от того, где живет респондент: в столице позицию «мои сверстники» отметили 34%, во Владимире – 29%, в городах Владимирской области – 19%, в Петрозаводске – 14%, в Кондопоге – 10%. Наблюдается подобная зависимость и при выборе позиции «я сам», хотя ее вообще отметили достаточно мало респондентов.

Кто поступит как Лопахин

Характерно также, что на этот вопрос мы получили довольно много ответов «не знаю» – вероятно, потому, что из всех предложенных в анкете ситуаций ситуация Лопахина была наименее «четкой», а возможно и потому, что некоторые респонденты еще не «проходили» «Вишневый сад».
Наташа Ростов. (Практицизм и гуманизм)
Мы предложили респондентам рассмотреть одну из ситуаций толстовской эпопеи: уезжая с семьей из осажденной французами Москвы, Наташа Ростова настаивает на том, чтобы ее родители оставили часть имущества и вместо него увезли на возах раненых русских солдат. Кто из опрошенных, кто из их окружения поступил бы так же? Распределение ответов на этот вопрос представлено на диаграмме 8.
Самые популярные ответы на этот вопрос – «люди старшего поколения и «я сам(а)». Девушки чаще, чем юноши, указывают на старших (соответственно 41% и 29%). Не удивительно, что они чаще и идентифицируют с героиней Толстого себя самих (41% против 22%). «Надеюсь», – эти слова добавили к своим «галочкам» двое московских студенток.
Интересно отметить также, что число отметивших позицию «я сам(а)» сначала растет с возрастом респондентов: среди 15-летних их 32%, среди 16-летних – 35%, среди 17-летних – 40%, среди 18-летних – 42%, среди 19-летних – 47%; а те, кто еще старше, наоборот, отмечают эту позицию реже. В целом же респонденты нашего исследования из всех описанных в анкете персонажей наиболее часто сравнивали себя именно с Наташей Ростовой.

Кто поступит как Наташа Ростова

Москвичи часто указывали одновременно и на себя, и на своих сверстников, респонденты из других городов – только на себя, или на себя и старших.
Каждый пятый респондент считает, что в их среде никто не поступит в аналогичной ситуации так, как поступила героиня Толстого. «Альтруизм – фикция», – написал в анкете учащийся московского социально-педагогического колледжа.
Татьяна Ларина. (Семейный долг и любовь)
Татьяна Ларина отказывает любимому человеку, так как считает своим долгом остаться верной мужу. Кто из наших респондентов и их окружения поступит так же?
Данные, представленные на диаграмме 9, очень близки к результатам исследования 1999 г. «Пушкин и мы», респондентам которого был задан тот же вопрос.
Самым распространенным оказался ответ «люди старшего поколения».
Позицию «я сам» отметил каждый пятый респондент. Ее значимость растет с возрастом: среди тех, кому 17 и менее лет – 13–15%, у более старших – 23–25%. Девушкам Татьяна, конечно, ближе, чем юношам: ее примеру последовали бы 23% респонденток и 13% респондентов.
Уверенность в том, что никто в их окружении не будет следовать примеру Татьяны, в большей степени характерна для молодых людей. Среди тех, кто еще не достиг 17 лет, так считают 20–22%, среди тех, кто старше, но еще не достиг 20 лет – 11%; дальше, однако, число давших такой ответ, снова растет.

Кто поступит, как Татьяна Ларина

Судя по полученным результатам, наши респонденты считают, что примеру Татьяны Лариной вероятнее всего могут последовать люди старшего поколения, особенно женщины. Можно констатировать (и это подтверждается данными исследований последних лет), что семейный долг, супружеская верность перестают быть твердой социальной нормой и для новых поколений не являются (в отличие от семьи как таковой) значимой ценностью.

Выводы
1. Отношение сегодняшней молодежи к классической литературе логично вписывается в контекст ее отношений к чтению вообще, к значимой информации, к карьере, образованию, способам проведения досуга. Ответ на вопрос, читают ли молодые люди классику, знают ли ее, во многом определяется ответами на более общие вопросы – читают ли они вообще, читают ли художественную литературу, какую художественную литературу читают и зачем. Поскольку объектом нашего исследования были учащиеся, студенты, посетители библиотек; постольку его результаты относятся именно к этой группе, безусловно «продвинутой» в сфере чтения.
2. Полученные данные в целом подтвердили результаты наших предыдущих исследований. Около 30% опрошенных так или иначе соглашаются, что чтение (в частности, чтение художественной литературы) не занимает большого места в их жизни. Однако более двух третей респондентов в последнее время читали ту или иную художественную литературу. При этом утилитарные (учебные) и «серьезные» личностные мотивы такого чтения отмечались с примерно одинаковой частотой. Сугубо «деловых» читателей больше всего среди школьников. Учащиеся ПТУ чаще всех говорят, что у них вообще нет времени на чтение.
3. Споры о пользе и вреде литературы как учебного предмета, о том, какой образ классики формируют уроки литературы, ведутся уже много десятилетий. Результаты нашего исследования доказывают: острота проблемы не спадает. Достаточно часто респонденты говорили именно о школьном преподавании литературы, а некоторые прямо противопоставляли свое отношение к литературе – отношению к ее преподаванию. В целом же для почти половины опрошенных литература – обычный учебный предмет, для трети – любимый или самый любимый. Почти никто не относится к урокам литературы вовсе отрицательно, но немало молодых людей считают их неинтересными, предпочли бы изучать более близкую им современную литературу. Некоторые респонденты – будущие библиотекари и педагоги – в своих ответах указали на необходимость изменения системы преподавания и учебных программ по литературе.
4. Судя по результатам опроса, образ классики в сознании молодых формируют прежде всего понятия из нормативно-ценностной сферы. Более трети респондентов отметили варианты «то, что актуально во все времена» и «то, что признано культурными людьми во всем мире», около 30% – вариант «то, что отражает общечеловеческие ценности». Самым же популярным ответом стал самый общий (включающий и фактор исторический) – «это литература, которая прошла испытание временем» – его выбрал почти каждый второй. Собственно эстетический фактор гораздо менее значим; однако есть основания полагать, что посетители библиотек в большей степени, чем другие группы молодежи, выделяют именно эстетическую ценность классики.
5. К классикам наши респонденты прежде всего отнесли самых известных русских писателей ХIХ века – Пушкина, Толстого и Достоевского, прочно занимающих место в школьных программах, и Шекспира, также «программного» автора. Несколько меньше «голосов» получили «советские классики» – Есенин, Горький и Булгаков. Из «непрограммных» писателей высокий рейтинг оказался лишь у А. Дюма.
6. Более 60% молодых людей отметили, что герои классики похожи на современных россиян, и мы решаем те же проблемы, что когда-то решали они. Полученные данные в определенной мере позволяют говорить о проблемах социальной самоидентификации респондентов. Их отношение к предложенным нами «литературным ситуациям» свидетельствует о достаточной сложности и противоречивости социальных и нравственных ориентиров этих юношей и девушек.
7. Чрезвычайно актуальной оказалась ситуация Дубровского – каждый четвертый респондент готов при необходимости защиты своих прав нарушить закон. Достаточно актуальна для молодых людей и ситуация Гамлета, который бездействует, так как не может решить, что лучше – покориться или сопротивляться злу; каждый пятый респондент представляет в этой роли себя, а около 30% считают, что в ней могут оказаться его сверстники. Характерно также, что почти каждый десятый респондент готов увидеть себя в роли Чичикова, хитростью, обманом, аферами пытающегося занять положение в обществе и сколотить капитал; около 40% считают, что поведение гоголевского героя может стать примером для их сверстников. Все эти данные прямо или косвенно говорят о трудных проблемах социализации молодежи в сегодняшнем обществе с его трансформирующимися ценностями, спорами о праве и законности, криминализацией всех сфер жизни.
8. Самой близкой для респондентов оказалась ситуация Наташи Ростовой (уезжая с семьей из осажденной французами Москвы, она убеждает родителей оставить часть имущества и вместо него увести на возах раненых русских солдат). Более трети опрошенных ответили, что поступили бы так же. С другой стороны, каждый пятый считает, что никто из их среды не сделает в аналогичной ситуации того, что сделала героиня Толстого.
9. В качестве героя классики, похожего на сверстников, респонденты чаще всего указывают на Печорина, который, пользуясь своим умом, волей и обаянием, пытается сделать собственную жизнь интереснее и ярче за счет чужих чувств и судеб. 40% опрошенных признали, что такой тип характерен для их поколения, но идентифицируют с ним себя – почти вдвое меньше. Очевидно, такой способ поведения не вписывается в систему нравственных норм большинства (во всяком случае – в ту систему, сторонниками которой это большинство себя заявляет).
10. Прежде всего на старшее поколение «примеряют» респонденты ситуацию пушкинского Бориса Годунова (описанную нами следующим образом: «он идет к власти через кровь, так как считает, что только он может сделать государство сильным, а народ довольным»). Здесь явно сказалось время, в котором выросли эти молодые люди. Личное же отношение к старшим знакомых отражается в том, что каждый второй готов увидеть их в ситуации Татьяны Лариной. Позицию «я сам(а)» в этом случае отметил каждый пятый
11. Около 60% респондентов утверждают, что в последнее время читали произведения тех писателей, которых они называют классиками. Названы конкретные авторы и их произведения – в основном включенные в учебные программы. Более половины опрошенных назвали отечественных классиков, более 20% – зарубежных. На первом месте оказался Пушкин. Таким образом, реальное чтение классики и круг читаемых авторов традиционны и почти всегда определяются утилитарными мотивами.
12. Говоря о своем чтении, респонденты назвали, кроме произведений, которые они считают классическими, более 300 тем, авторов и названий. Это и «серьезная», и массовая, и отечественная, и зарубежная литература. В списке встречаются «программные» авторы. Присутствуют также фактически все «модные», популярные в различных читательских группах писатели: Б. Акунин, Х.Л. Борхес, В. Ерофеев, С. Кинг, Х. Кортасар, А. Маринина, В. Пелевин, Н. Перумов, Дж. Толкиен, И. Хмелевская. В целом превалируют детективы, фантастика, исторические романы.
13. Полученные нами данные в целом можно расценить как достаточно противоречивые. С одной стороны, большинство респондентов утверждают, что читают классику регулярно или хотя бы изредка. С другой стороны, сами они описывают свое реальное чтение как почти исключительно деловое, связанное с выполнением учебных заданий. С одной стороны, большинство соглашается с тем, что именно классика отражает главные человеческие ценности и актуальна во все времена. С другой – проделанное респондентами по нашей просьбе сравнение героев классики с собой и своими знакомыми было вписано именно в исследовательскую, достаточно искусственную ситуацию; в реальной жизни, при выборе реальных решений и реальных способов поведения молодые люди вряд ли вспоминают об этих героях.
14. Жизнь складывается так, что для новых поколений чтение классики – как и чтение вообще – объективно играет все меньшую роль. Маловероятно, что школьное преподавание из стимула «делового» обращения к произведениям классиков превратится в стимул «свободного» чтения. У библиотеки же, как мы думаем, есть некоторые (пусть и не очень большие) возможности привлечения молодых людей к чтению классики. И связаны они именно с использованием как традиционных, так и инновационнных форм и методов работы – для демонстрации того, как эти «старые» книги связаны с современной жизнью. Эффективность такой деятельности определяется умением библиотекаря показать и доказать, что хрестоматийные герои – живые люди, похожие на читателя и его знакомых, что их чувства и поступки, о которых так скучно говорится на уроках, обдумать и обсудить не менее интересно, чем чувства и поступки героев сериалов, что многие сюжеты и проблематика классики не стареют. (Такой подход к работе с классической литературой был предложен нами еще во второй половине 80-х гг. См.: Для современного читателя / Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им.50-летия ВЛКСМ; Сост.М.М. Самохина. – М., 1987. – 42 с.; Поединок: Метод.-библиогр. Материалы в помощь проп. Среди юношества граждан. Лирики А.С. Пушкина / Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им.50-летия ВЛКСМ; Сост.М.М. Самохина. – М., 1987. – 46 с.; (исправленный и дополненный вариант этой работы см.: Самохина М.М. Поединок // Читаем, учимся, играем: Журн.-сб. сценариев для б-к. – 1999. – Вып.6. – С.52-58).)

Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации . Социологическое исследование М. предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодёжи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа. См. также .

В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естественные формы разделения труда . В большинстве таких обществ существовала жёсткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами ). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения (инициации ). В некоторых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других - только М., ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. «Неполнота» социального статуса М. воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.

С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится семья , а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды «молодёжных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячества», «королевства шутов» и т. п.), давая «легальные» формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии с временами года: например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» - от 20 до 40, плодоносящая зрелость («осень») - с 40 до 60 лет, а старость («зима») - с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Солон делит человеческую жизнь на десять «седмиц», причём юность начинается в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, оптимальный брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи исходят из формально-юридических критериев.

В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что, «...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью - хотя и не всегда - необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой» (цитата по кн.: Тревельян Дж. М., Социальная история Англии, пер. с англ., М., 1959, с. 214). Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем по найму.

В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле неполноты социального статуса), пока он не обзаводился собственной семьёй [отголоски этого в языке - нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит «молодой парень»]. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни, выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в сопоставлении с др. возрастами, но характер этого сопоставления во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса социализации и незрелости М. (в противоположность взрослости) или на её силе и творческой активности (в противоположность старости).

В новое время положение ещё более усложнилось. Прежде всего раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акцелерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.

Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации . Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического «молодёжного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»).

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения М. в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жизни, удельный вес М. в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда зап. учёных (М. Мид, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового М. осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых «новых левых», ведёт к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технической революции требуют более активного и творческого участия М.

Существуют качественные различия в положении М. в условиях противоположных общественных систем. При капитализме безработица, трудности, связанные с получением образования, а затем с возможностями его применения, больно бьют по М., особенно по выходцам из низов. Молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Разочарование в идеалах буржуазного общества создаёт в сознании молодых обширный идеологический вакуум, который значительной части М. нечем заполнить. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости существующим обществом. Формы этого протеста различны. В одних случаях это глобальное пассивное неприятие буржуазной системы ценностей, всё равно идёт ли речь о трудовой морали или потребительских ориентациях; но попытки хиппи вести «неприобретательский» образ жизни в условиях капиталистического общества неминуемо обречены на провал, и средством «ухода» от действительности становятся наркомания или алкоголизм. Столь же бесперспективны попытки возрождения религиозной веры, чаще всего типа созерцательного вост. мистицизма. В 60-х гг. в связи с обострением общих противоречий капитализма широкий размах приобрело политическое молодёжное и студенческое движение во имя общедемократических (гражданское равноправие негров, прекращение войны во Вьетнаме) или социалистических целей. Это движение играет большую политическую роль, но идеологически оно весьма неоднородно. Большой вред ему наносит влияние «ультралевых» анархиствующих идеологов, лишённых чёткой конструктивной программы и спекулирующих на эмоциях М.

Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес к молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. «Молодёжные проблемы», начиная с общественно-политической активности и потребительских ориентаций и кончая преступностью и другими формами антиобщественного поведения М., интерпретируются и в терминах влияния социальной системы, и как следствие меняющихся условий социализации, и в свете их собственного внутреннего движения. Однако многие немарксистские работы по социологии М. страдают рядом типичных ошибок и недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; увлечение глобальными идеологическими клише вроде понятия универсального «конфликта поколений», недооценка социально-классового расслоения М. и преувеличение её культурно-идеологической гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является самостоятельным общественным классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоёв развитых капиталистических стран, на всю «современную молодёжь».

Коммунистические партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе всегда классово неоднородна, и различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфические интересы, причём классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политической и идеологической силе. В. И. Ленин всегда придавал молодёжи большое позитивное значение, указывая, что в конце концов именно «молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая, и еще больше рабочая молодежь» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 9, с. 247). Он подчёркивал, что необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологическую специфику М., обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. «Нередко бывает, - писал он, - что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы» (там же, т. 30, с. 226). Учитывая социальную неоднородность М., подходить к ней нужно строго дифференцированно. Ведя систематическую работу среди рабочей и крестьянской М., коммунистические партии уделяют также большое внимание студенчеству, численность которого быстро растёт. Студенчество, по словам В. И. Ленина, «...является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, - ""соответствовала"" не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (там же, т. 7, с. 343). Оценивать молодёжное и студенческое движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции. «Только тесная связь с рабочим движением и его коммунистическим авангардом может открыть перед молодежью действительно революционную перспективу» («Международное Совещание коммунистических и рабочих партий». Документы и материалы. М., 1969, с. 309).

Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности свободного развития и творческой деятельности. М. занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни социалистического общества. По данным Всесоюзной переписи населения (1970), 50,8 % населения СССР составляли люди в возрасте до 30 лет, причём среди них от 15 до 29 лет - 19,9 %. М. составляет свыше 54 % работников промышленности и свыше 44 % работников сельского хозяйства. Половина всех научных работников СССР - люди не старше 30 лет. Советская М. активно участвует в строительстве коммунистического общества. Её авангард - Ленинский комсомол объединяет около 30 млн. юношей и девушек. Забота о коммунистическом воспитании М. и её всестороннем развитии постоянно стоит в центре внимания Коммунистической партии.

Отсутствие безработицы, бесплатность образования и установка на то, чтобы труд был не просто профессией, но жизненным призванием, делают особенно насущной разработку системы профессиональной ориентации. Гармоническое сочетание общественной необходимости с личными склонностями - важное и вместе с тем сложное дело, а несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей может вызвать социально-психологические конфликты. Более гибкой и эффективной должна стать система образования и подготовки кадров. Увеличение свободного времени предполагает расширение не только материальных возможностей рационального его использования, но также круга культурных потребностей и запросов личности, причём необходимо учитывать конкретную социально-психологическую специфику различных социальных групп М. (городской и сельской, рабочей, крестьянской и учащейся). Множественность факторов социализации (семья, школа, сверстники, средства массовой коммуникации и т. д.) требует научно обоснованной координации их деятельности. Изучение этих проблем при ясном понимании того, что М. не просто объект заботы и воспитания, но активный субъект общественной деятельности, - задача марксистско-ленинской науки.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О молодёжи, М., 1972; Ленин В. И., О молодёжи, М., 1970; Общество и молодёжь, М., 1972; Молодёжь, её интересы, стремления, идеалы, М., 1969; Молодёжь и труд, М., 1970; Молодёжь и образование, М., 1972; Иконникова С. Н., Лисовский В. Т., Молодёжь о себе, о своих сверстниках, Л., 1969; Урланис Б. Ц., История одного поколения, М., 1968; Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи, Л., 1969; Шубкин В. И., Социологические опыты, М., 1970; Митев П., Общественият прогрес и младежта, София, 1969; Семов М.; Промените в младежта, София, 1972; Friedrich W., Jugend heute, В., 1966; Hornstein W., Jugend in ihrer Zeit, Hamb., 1966; Jugend im Spektrum der Wissenschaften, Mü nch., 1970; Youth: a social force?, «International Social Science Journal», 1972, v. 24, № 2; Eisenstadt S. N., From generation to generation, N. Y. - L., 1956; Problems of jouth transition to adulthood in a changing world, Chi., 1965; Muuss R. Е., Theories of adolescence, 2 ed., N. Y., 1968; Des millions de jeunes, ed C. Dufrasne, Р., 1967; A sociology of age stratification, N. Y., 1972.

И. С. Кон.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.